Автор “Слова о Полку Игореве”: Христианин или Язычник · 10.07.07


Илья Глазунов. “Боян. Слава предкам!” (1992)


В литературе (и научной, и популярной)
мало внимания обращается на факты,
свидетельствующие о наличии язычников в
Древней Руси столетиями позже крещения
988 года. А такие факты существуют.

И. Я. Фроянов.

Еще Пушкин отметил уникальность “Слова о полку Игореве” - великой древнерусской поэмы. И хотя с тех пор прошло почти два столетия и мы теперь знаем много больше о культуре и литературе Руси той эпохи, наблюдение поэта не утратило точности.

“Слово” уникально по количеству “темных мест”, по загадочности. Одна из его загадок, не всеми осознаваемая - вероисповедание автора.

Очень многим - слишком многим! - исследователям казалось очевидным, что раз автор “Слова” жил два века спустя после крещения Руси Владимиром, он не мог быть никем, кроме как христианином.

Ф.И. Буслаев: “Автор “Слова”… как христианин” 1. К. Маркс “Вся песнь носит героически-христианский [!!! -О.В. 2] характер” 3. Д.С. Лихачев “Конечно, христианин” 4. Можно привести еще несколько столь же авторитетных имен. А можно просто обратиться к иллюстрациям к “Слову” Д. Бисти, И. Глазунова, В. Носкова, Г. Поплавского и многих других, где на “стягах Игоревых” полощется лик Христа 5 - Христа, ни разу не упомянутого в “Слове”, впервые появившегося на русских знаменах не ранее конца XIV в.

Но как же объяснить упоминание в “Слове” языческих Богов? Валентин Иванов вспоминает в этой связи европейских поэтов XVIII-XIX веков, называвших себя детьми “Зевеса”, Аполлона, Юпитера и пр. 6. Здесь замечательному писателю совершенно изменяет чутье. Поэты XVIII-XIX веков не верили, конечно, в Олимпийских Богов. Однако они не верили и в Христа! Именно атеизм давал им “свободу” равнодушно играть именами Богов, чей культ угас за тысячу-полторы лет до их рождения. В XII веке ситуация была иной, да и атеистов на Руси еще не было. Во всяком случае, автор “Слова” - не вольнодумец: пренебрегший знамением князь наказан, сон Святослава оказывается вещим, молитва Ярославны - исполнена.

Быть может, автор “Слова” - один из “двоеверно живущих” христиан? “Однако в этом случае его христианские верования проявлялись бы заметнее” - справедливо отмечает В. Чивилихин 7. Действительно, при изучении “Слова” небесполезно обратить внимание не только на о, что в нем есть, но и на то, чего в нем нет. В нем, как было сказано, ни разу не упомянут Христос, а также крест и православная вера. Бог упомянут всего лишь дважды, если не считать составных частей в именах языческих Божеств, Дажьбога и Стрибога, причем в первом случае в цитате из “Велесова внука” оборотня Бояна к оборотню и колдуну Всеславу Полоцкому (390-393) 8, а во втором - сразу после молитвы-плача Ярославны к Солнцу, Ветру и Днепру Бог спасает ее мужа (423). Логично спросить - какой Бог исполнил языческую молитву? Очевидно, не Христос.

Нет в “Слове” понятий страха божьего, греха и покаяния, нет цитат из библии (а есть, как было сказано, из оборотня Бояна), нет попов и монахов. Трижды упомянуты церкви - как географические ориентиры. К ним едут (496), их звон слышат (386), но в них - не молятся.

Даже истовый сторонник христианства автора “Слова”, Д.С. Лихачев, писал: “Меньше всего в Слове” той христианской символики, которая стала типичной для церковноучительной литературы. Здесь, конечно, сказался светский характер произведения” 9.

Увы, почтенный академик лукавил. Известно как минимум два заведомо светских памятника русской литературы XII века - “Поучение” Владимира Мономаха (написанное князем для князей) и “Моление” Даниила Заточника (написанное бывшим холопом князю). Открываем первое: “Аз, худый… во крещеньи Василий… помыслих в души своей и похвалих бога, иже мя сих днев грешнаго допровади… Бога деля и души своея, страх божий имейте… Не могу вы я ити, ни креста преступити… взем Псалтырю в печали, разогнух ся и то ми ся вынял: “вскую печалуешься, душа моя?”” 10 и пр. У второго: “въстани, слава моя, въстани в псалтыри и в гуслех… и разбих зле, аки древняя младенца о камень… Аз бо есмь, аки она смоковница проклятая… И рассыпася живот мой, аки ханаонскый царь буестию, и покры мя нищета, аки Чермное море фараона” 11 и т.п.

На фоне этого парада крестов, молитв, покаяний, божбы и цитат из библии “Слово” очевидно чужеродно. Излишне указывать, что ни трижды помянутый в “Слове” Троян, ни - дважды - Дажьбог и Див, ни - единожды - Велес, Стрибог, Обида и прочие подобные персонажи не появляются в обоих упомянутых произведениях. И ссылка на “фольклорность” “Слова” тут бесполезна - то же “Моление” перенасыщено фольклором, да и “Поучение” не совсем ему чуждо. Да и вряд ли человек, обращавшийся к князьям Рюрикова дома “братие”, и запросто именовавший по отчествам - “Глебовна”, “Ярославна” - княгинь, был ближе к “фольклору”, чем бывший холоп Заточник.

Теперь попытаемся взглянуть на то, что все же есть в “Слове” - но глазами христианина Средневековья. Первым делом рухнут построения интеллигентов-атеистов XIX-ХХ веков о языческих “поэтических образах”, используемых поэтом-христинаином. Для христианина той эпохи древние Боги отнюдь не безобидные “поэтические образы”. И библия, и церковь равно суровы в своей оценке: “боги языцей - бесы!” (Втор, 32:16-17, Пс 105:37, Коринф 10:10). А потому - “Не вспоминайте имени Богов их” (Ис Нав 23:7) и “не помяну их имен устами своими” (Пс 15:4). Отец церкви, Ефрем Сирин наставляет, что о язычестве “срам говорить” 12.

И действительно, в древнерусской словесности мы, вне “Слова”, встретим только два повода для упоминания языческих Богов - в описании языческой древности, старательно подчеркивающем, что “бе люди погани и невегласи”, что языческая жертва - скверна, что Боги язычников - бесы. Даже спустя семь столетий после крещения автор “Густынской летописи” считает необходимым предварить перечисление Богов, чьи изваяния поставил в Киеве Владимир, заявлением, что говорит о них только для разоблачения “дьявольской” и “безумной” сущности язычества, а самих Богов именовал “пекельными”, т.е. адскими, и попросту бесами 13. Второй повод - это поучения против “двоеверно живущих” и современных автору язычников. Вне этих тем древние Боги упомянуты только в “Слове о полку Игореве”. То есть с точки зрения верующих христиан одним только упоминанием Трояна, Велеса, Обиды, Дажьбога, Стрибога без идейно обязательного “разоблачения” их бесовской сущности автор “Слова” тягчайше грешит.

Но этим дело не исчерпывается. “Слово” очень полезно читать, держа рядом раскрытыми современные ему поучения против язычества. Трудно отделаться от впечатления, что автор намеренно нарушает все запреты церковных поучений и воспевает осуждаемое ими. Предсказывать будущее по природным явлениям, по голосу птиц и т.п. греховно 14 - в “Слове” птицы и вся Природа на тысячу голосов вещует поражение Игорю (27-29, 75-90, 112-116)- и это предсказание сбывается. Толкующий сны за одно это, при полной своей безгрешности в остальном будет осужден и проклят вместе с самим Сатаной, если не покается 15. В “Слове” великий князь видит вещий сон, просит толкования у бояр и получает правдивый ответ (239-269). Тягчайший грех “въ тварь веровати”, почитать стихии, Солнце, реки 16. Это, опять-таки, наущение “врага рода человеческого” - “вельми завидитъ дiаволъ родоу человеческомоу… и въ тварь прельсти веровати: в слнце и въ мсць и въ звезды” 17. Ярославна - княгиня! - молится Ветру, Солнцу, Днепру за князя, величая их “господине” (407,414,418) - то есть так, как христианину, тем паче княжеского рода, пристало величать разве что Христа. И после этой молитвы князь успешно бежит из плена. Во время побега он чествует реку Донец - и Донец помогает ему (447-458).

Есть детали и более веские. Сразу после чествования Донца идет осуждение Стугны, погубившей “уношу князя Ростислава”. Погибшего юного князя вместе с его матерью оплакивает вся Природа: “уныша цветы жалобою и древо съ тугою къ земли преклонилося” (465-466).

Дело в том, однако, что у христиан был свой взгляд на вопрос что (точнее, Кто!) и почему (точнее, за что) погубил Ростислава Всеволодовича в водах Стугны.

Перед походом Ростислав встретил на берегу Днепра моющего посуду монаха Киево-Печерской лавры. Даже для христианина, как отмечает еще “Повесть Временных Лет”, встреча с чернецом была очень дурной приметой. Князь стал браниться и оскорблять монаха (возможно, просто пытаясь отвести неудачу ритуальной матерщиной). Инок - его звали Григорий - попытался унять Ростислава, возможно, в духе “Слова… о веровавших в стречу и в чех”: “Кто… смрадит мнишеского чина и образа, той бо посмражает… ангела божия понеже мниси подобие носят ангельского образа” 18, и стал грозить карой христовой. Разъярившийся князь повелел слугам утопить Григория, что и было исполнено 19. Естественно, гибель юноши была воспринята христианами, как кара божия за чудовищное святотатство - убийство монаха, воплощенного ангела!

А автор “слова”, в общем-то, безо всякого повода, через неполных сто лет вспоминает об этом. И ангелом в его описании выглядит, скорее, не утопленный Григорий, вообще позабытый, а его убийца.

Есть, наконец, самое серьезное доказательство вероисповедной принадлежности автора “Слова”. Вспомним страшную картину разгрома и гибели дружин Игоря и его союзников. Вспомним горький плач “жен русских” по павшим в степи: “Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати” (206-209).

Для любого христианина - и средневекового, и сегодняшнего - естественен и даже необходим ответ на этот плач: “Не отчаивайтесь! В день общего воскресения, в жизни будущей вы соединитесь с любимыми”. Не зря же в “Слове о законе и благодати” первого митрополита русской церкви Иллариона вера в воскресение выдвигается, как основной догмат христианства 20. Не зря самым любимым праздником православных является Пасха, праздник воскресения Христа, прообраз грядущего телесного воскресения людей. Не зря еще в ХХ веке на знаменах православных воинств красовалось “Чаю воскресения мертвых и жизни будущего веку”.

Автор “Слова” уничтожил возможность такого ответа, что называется, в зародыше. Плач русских жен он предварил страшным, просто кощунственным с точки зрения христианина утверждением: “а Игорева храбраго пълку не кресити!”(202). Мало того, он еще раз позднее повторяет это, опровергающее основные догматы христианства утверждение (337). Не будет никакого воскрешения! Ушедшие в поход вопреки явленной в знамениях воле древних Богов, павшие на чужой земле, лишенные погребальных обрядов воины Игоря НЕ ВОСКРЕСНУТ. Им не встретиться более с возлюбленными.

Право, нам остается только поблагодарить того неведомого монаха-переписчика, приписавшего к заключительным строкам “Слова” “побарая за христьяны на поганыя плъки… аминь”(503, 505). Неважно, что в поэме, не знающей имени Христа, щедро поминающей древних Богов, оплакивающей убийцу монаха-мученика и отвергающей основные догматы христианской веры, ее главное упование, этот финал смотрится столь же уместно, как смотрелось бы “бисмилляху рахмани рахим” в конце “Песни о Роланде” или “Сказания о Мамаевом побоище”. Но не будь этой строчки, до наших дней не дошел бы, ручаться можно, и этот - единственный! - список “Слова”.

Вероисповедание же его автора становится очевидным. Человек, пятнадцать раз употребивший слово “слава” 21, но словно не знающий таких слов, как “смирение, покаяние, грех”; верящий в приметы, снотолкования и силу языческих молитв, но обходящий презрительным молчанием силу креста и служителей церкви Христовой; воспевший убийцу христианского мученика и прямо заявивший о неверии в воскресение мертвых… этот человек просто не может быть христианином, пусть сколь угодно поверхностным и “двоеверно живущим”. Перед нами последовательный, убежденный язычник, чьи предки за два столетия не смирились с торжеством чужой веры, один из тех, для кого “вера христьянска уродство есть”. Эта последняя фраза принадлежит перу летописца XII столетия, и настоящее время в ней не случайно - рассказывает он о временах Ольги и Святослава, но о чувствах “поганых” к своей вере судит по современникам.

Только глубоко укоренившимся предубеждением ученых XIX века, что к XII в. язычество могло сохраняться лишь по курным избушкам “смердов” по “украинам”, можно объяснить столь долгую неспособность заметить очевидное. Последующие поколения были уже под влиянием сформировавшейся традиции видеть в языческих Богах “Слова” не более, чем “поэтический образ”, тем паче, что агностикам XIX века и атеистам ХХ не приходило в голову, что с точки зрения верующего христианина с тем же успехом в качестве “образа” можно - вернее, нельзя! - было помянуть Люцифера и Вельзевула.

Однако сейчас мы знаем о той эпохе больше. И.Я. Фроянов указывает на данные летописи о значительном числе “поганых” среди “киян” конца XII века 22. Преп. Пафнутий Боровский в XIV веке упоминает некоего язычника, “посылавшего по ордам” для выкупа пленных 23, что, конечно, мог себе позволить лишь очень состоятельный человек. Наконец, археологические данные изучения капищ Юго-Запада Руси, где продолжали приносить жертвы вплоть до XIV века, говорят, что среди язычников были богатые и знатные люди, в том числе из Киева и Чернигова 24.

Итак, можно считать доказанным фактом, что автор “Слова о полку Игореве”, этой жемчужины Русской словесности, был знатным, близким к княжьему роду человеком, и при этом - язычником. По этому осколочку древней культуры не один век вдохновлявшему лучших поэтов, художников и композиторов России, мы можем судить, чего лишилась Русь в 988 году.

Озар Ворон

Источник


  1. Буслаев Ф.И. Русская поэзия XI и начала XII в// Древнерусская литература в исследованиях. Хрестоматия. М.: Высшая школа. 1986. С 194. 

  2. “Если что только можно назвать неевангельским, так это именно понятие “герой”” - Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С 655. 

  3. Маркс к. Ф. Энгельсу в Манчестер // Древнерусская литература в исследованиях… с 17. 

  4. Лихачев Д.С. Слово о полку Игореве и культура его времени. Л.: Наука. 1978. С 213. 

  5. См. Булахов М.Г. “Слово о полку Игореве” в литературе, искусстве, науке. Минск.: Университетское. 1989. 

  6. Иванов В.Д. Златая цепь времен (Статьи, этюды, письма). М.: Современник. 1987. С. 81 

  7. Чивилихин В.А. Память// Роман-газета №3 1985. С 60. 

  8. Здесь и далее ссылки на древнерусский текст “Слова” по изданию Слово о полку Игореве: Древнерусский текст и переводы. М.: Сов. Россия, 1981. С.91-106. 

  9. Лихачев Д. Великий памятник словесности// Наука и религия. 1985. № 7. 

  10. Поучение Владимира Мономаха// Древняя русская литература: Хрестоматия. М.:Просвещение. 1988. С 52. 

  11. Моление Даниила Заточника// Древняя русская литература: Хрестоматия… С 117-118. 

  12. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб. 1914. С 107-109. 

  13. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Репринт издания 1913 и 1916 годов. М.: Индрик. 2000. Т. 2. С. 294, 296. 

  14. Там же, С 272 

  15. там же, С 270 

  16. Там же, т. 1. С 44-50. 

  17. Рязановский Ф.А. Демонология в древнерусской литературе. М., 1916. С. 35 

  18. Гальковский Н.М. Указ. соч. т.2 С. 307 

  19. Долгов В.В. Очерки истории общественного сознания Древней Руси XI-XIII. Ижевск. Удмуртский университет. 1999. С. 192. 

  20. приношу благодарность Е.Харину, пономарю Троицкого собора г. Ижевска за указание на этот факт 

  21. Чивилихин В.А. Указ. соч. С. 62. 

  22. Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси. Ижевск: Издательский дом “Удмуртский Университет”, 2003. С 90. 

  23. Тихонравов Н.С. Отреченные книги древней России// Древнерусская литература в исследованиях. С 112. 

  24. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. М., 1993. С. 90. 

* * *

Комментарии

Русский Иван · 2008-04-01 06:09 · #

Все может быть.В русских православных( в отличии от греков) язычество присутствует и по ныне.не один раз слышал от православных попов, что нельзя на могилах ничего оставлять(кроме цветов) но мы и даже наши набожные бабушки оставляем конфетки -печение -соточку-и этот языческий обычай не могут искоренить уже 1000 лет. Мы другие православные наверное.

xalva · 2009-03-29 13:32 · #

Недавно узнал: Православные - те кто верит в правь. Церковь веке этак в 17 присвоила себе это языческое название. Да и язычник - тот кто не владеет языком, речью, иноверец. Есть несколько серий "Игры богов" об этом.

IX templar · 2009-11-19 16:22 · #

Ничего церковь не присваивала - название Православия исходит из смысла Правильно славить Христову веру так как после - "В историографии Раскол с восточной христианской церковью, за которой закрепилось название православной, относят к 1054 году. Однако, разрывы евхаристического общения Константинопольской и Римской кафедр происходили неоднократно начиная с середины I тыс. н.э., но все они были преодолены." Не поддавайтесь на всякую сектантскую ересь - учите родную историю!

tiger1 · 2009-11-19 23:12 · #

Это какую - пришел Владимир с христианами и стали все цивилизованными, а до этого - как обезьяны по деревьям прыгали???

Sancrist · 2009-11-20 14:39 · #

2 IX templar Никон это тебе лично сказал перед смертью? когда будешь в раю, передавай ему от всех "язычников" привет.

Интересующийся · 2010-05-24 21:39 · #

IX templar, вообще-то, пришедшее к нам из Византии на Русь христианство, правильно называть ортодоксальным христианством, а всех верующих - ортодоксы. Слово «ортодоксия» (от греч. orthos – прямой, правильный и doxa – мнение), на Руси изначально перевели как "Правоверное", а на Западе эту ветвь христианства до сих пор называют ортодоксальным. Правду Славить, т.е. жить по правде, - правильно (по чести и совести), это и есть ПравоСлавие (попробуйте найти в этимологии этого слова хоть что-то указывающее на веру, помимо наносного, поверхностного, религиозного хлама), а ортодоксальность - иметь правильное мнение, в нашем случае – правильную веру, отсюда и ПравоВерие. По-моему разница этих слов более чем очевидна. Замена официального названия "правоверная вера христианская" на "православие" была проведена в ходе реформ патриарха Никона в 17 веке. И действительно это событие наводит на мысль о прямом заимствовании, ведь мы же с Вами знаем, что крещение Руси произошло в 988 году (10 в), - как же долго христиане-ортодоксы выбирали свое название. Впрочем, в христианской истории так много заимствований из различных языческих верований, что этому уже не удивляешься. Эта «прекрасная» религия, будто ветхозаветный библейский змей, проникала в структуры других вер и правдами, и неправдами разрушала все на своем пути, насаждая (зачастую кровью, огнем и мечом) свой от начала до конца искусственный, построенный на чистой коммерции и политике культ. Кстати, вся эта информация - не тайна за семью печатями. Прежде чем других учить истории, неплохо было бы самому ее узнать, а заодно и в этимологии слов покопаться не помешало бы, - это иногда полезно.

Ваня · 2010-09-21 18:46 · #

Для неграмотных. Греческое слово "orthodoxia" состоит из двух частей, где ortho - "правильное", doxa - имеет в греческом два значения - "слава, сияние" и "учение, мнение". Правильный перевод c греческого языка на русский - Православие.

AntaMon · 2010-09-24 15:05 · #

Ваня как вы заблуждаетесь !
Ни где до 17-ого века эта вера не упоминается как православие , а везде христиане ! И только после раскола с Никоном - появляется "Православное христианство" . А настоящему православию около 5000 лет - ведическому , и пошло оно от свода законов "Стезя прави" ( или уклад жизни ). И тот кто славил - именно славил а не поклонялся был православным и славянином ( т.к. славянин это всё равно что сейчас "россиеянин ) ! АнтаМон

Варяг · 2010-09-24 15:33 · #

AntaMon вы заблуждетесь. AntaMon писал "Ни где до 17-ого века эта вера не упоминается как православие , а везде христиане." Упоиминается, ещё как в Вселенских Соборах, и их постоновлениях. "Оrthodoxia" по гречески правильнная вера или истинная вера, короче православие, "Καθολικός" - всемирная, или всеобщая.

AntaMon · 2010-09-27 14:23 · #

Понимаете , молодой человек , вам так заблуждаться ... нужно прожить более 60-ти . Но вы сами себе ответили и сами себя опровергли , а именно : ... по гречески правильная вера или истинная вера ... это и есть правоверные ... . Ну допустим ... вы правы и "Orthodoxia" - это ... православные ( чур - чур меня !) , тогда "ортодоксные" ИУДЕИ ... тоже православные *(хотя один из бывших иерархов в США приветствуя их сказал: ...братья , ШАЛОМ вам ... ) ?

Ваня · 2010-10-12 23:33 · #

AntaMon орто - "правильно", докса - "слава". Найдите греко-русский переводчик и посмотрите перевод, чтоли. Слово Православие (греч. Ортодоксия) известно в византийских документах с 4 века. Cоветую вам как-то поднимать свое образование, иначе вас и дальше будут так же использовать из-за вашей дремучей темноты

klimat · 2010-10-13 10:04 · #

Что есть "православная" церковь хорошо изложено в работе "Нерусский дух для русской души. Церковная социология и церковный дух" http://www.vodaspb.ru/russian/files/projects/20050623-Nerusski_duh.html. Здесь же разъясняется, в чём ошибка т.н. "православных" патриотов и, вообще, патриотов библейской концепции.

Варяг · 2010-10-13 14:17 · #

AntaMon, при чём тут мой возраст. Вы всё ставите с ног на голову. "Orthodoxia" греческое слово, при чём тут иудеи. Или это из разряда"молодой человек, мы ггуские дгуг дгуга не обманываем". klimat, ваша ссылка убита, нельзя по ней загрузится. И вам вопрос, а в чём ошибка Православных националистов? Если "Слово о полку Игореве" написано церковнославянским языком, алфавитом св. братьев Кирилла и Мефодия изобретённым для Славян, то о каком авторе язычнике может идти речь.

klimat · 2010-10-14 10:34 · #

Для Варяга - Ссылка рабочая, скачивание вверху-справа. Ответ-цитата: из п.2.1. "К сожалению, социально-политическая активность российских "патриотов" (это максимум 1-3% населения) - направлена не на преображение культуры мышления российской воцерковленной и лояльной церкви толпы (что только и может стать прочной основой самодержавия и самовластия России), а на перехват у "жидомассонов" безвольной толпы - под покровом православия. "... самое плохое в деятельности РПЦ, православных "патриотов" и тех, кто "научно" обосновывает, что православная Россия может быть сильной и суверенной - то, что они своей деятельностью продолжают поддерживать в российской толпе невежество, везволие, духовную немощность, методологическую безграмотность - рубя "сук" остатков самовластия, на котором они сами пока и сидят. из.п.1.12 "Большинство православных "патриотов" считают, что ростовщичество надо отнять у евреев и передать его "патриотам". из п.1.15. "РПЦ продолжает по умолчанию ветхозаветную линию на некое "духовное" превосходство воцерковленных: "это - признаки изощрённейшего "Духовного" рассизма: когда в обществе провозглашается каста особо "чистых", которым должны подчиняться остальные - вместо Бога. И это не случайно: ведь Новый Завет - логическое продолжение Ветхого Завета с его иудейским рассизмом в отношении всех народов-"гоев". из п.2.3. "Русское самосознание не имеет ничего общего с невежеством в основных вопросах философии и богословия, с библейскими немощами, с мотодологической нищетой и безволием". "Общая апокалиптичность всего "христианского" мира - следствие длительного воспитания людей в псевдохристианской среде в преемственномти поколений, в результате чего большинство людей одержимы сатанизмом и безвольны".

AntaMon · 2010-10-15 13:38 · #

Уважаемые , только не надо захлёбываться !
Правильно , понятия как "ортодксес" возникло от первых "вселенских" соборов(Никейский 4-го века и др.) в связи с чем ?
Да только с тем , что на авансцене начали появляться различные течения , а именно "Арианство" и др. . Ну и естественно разгоралась борьба за души и умы . А что бы отделить своё течение, то бишь верование , от других , и перетянуть по больше на свою сторону .... они и обозвались "правильно верующими" или , что более точно , "правоверными" , т.е. "ортодоксес" по "Эллински" ( т. к. такой страны как Греция не существовало , а были изначально "Пеласги" , потом "Ахейцы" , далее "ДоАрийцы" и уж потом "Эллины" . И вот вам всем ( историкам .... ) вопрос : А кто ж такие Эллины , что ж такое "Эллинизм" ?
Когда узнаета , то доложите .

Варяг · 2010-10-15 17:30 · #

AntaMon, обясните о чём вы спорите? Арианство-это не религиозное течение, а ересь пытавшаяся заполнить Истину ложью, и эта осужденна Вселенским собором Православных Христианских Апостольских Церквей, так же как иконоборчество, монофизитство и прочие ереси. Вы явно пытаетесь боротся с Христианством, а эта борьба ж_в. Именно Христианство, как Истиная Вера способна поднять и сделать Человека, а не примата с пачкой попкорна и бутылкой пива-водки. И почему вам должны докладывать?

Ваня · 2010-10-17 21:29 · #

Варяг Этот борец за свободу AntaMon увидел, что его поймали на лжи (его сообщение от 2010-09-24 15:05), и вместо извинений начинает лепить новую ложь - видимо, пытаясь доказать, что греки тоже, как и наши предки, предали свои "истинно русские" корни. Эта болезнь сильно заразна?

Варяг · 2010-10-17 23:40 · #

Ваня, вы правы.

Ваня · 2010-10-20 01:14 · #

Интересный все-таки и глубокомысленный вывод получился у автора: «…продолжали приносить жертвы вплоть до XIV века» и далее - «… мы можем судить, чего лишилась Русь в 988 году». )))))))

Варяг · 2010-10-20 18:09 · #

Характер статьи весьма спорный и неоднозначный, полноценных отрывков на оригинал «Слова» нет, в основном домысли, так еще и авторов атеистической поры, когда Христианство в истории отрицалось и считалось, что оно не принесло Руси особенных благ, кроме «жуткого раболепия». Автор статьи многое додумывает сам, и не может быть объективен, так как сразу можно сказать, что он занял негативную позицию по отношению к Христианской Вере. Субъективность статьи доказывают и выводы, к стати которые двусмысленны, потому, что не понятно лично мне, чего лишилась Русь, с принятием крещения, если из исторических документов той поры, явствует что на Руси Христианство было распространено задолго до Владимира Святого. Если сам князь Святослав Храбрый, когда просил не вмешиваться Византию в ратные дела Руси с хазарами, пояснил, что хазары и Христианам много бед и вреда чинят и мучают их, друзья почитайте византийские документы в русском переводе по этому вопросу, почитайте дореволюционных историков, у нас была первая в мире историческая школа византологи. Через Русскую Землю проходил Святой Апостол Андрей Первозванный(это также исторический факт) и язычники его и пальцем не тронули хотя он проповедовал свергать идолы и верить в Единого Бога-Троицу. Ну и самое главное Триединое божество древних славян, Единый Творец Ариев, и Единый Бог Небес-Творец всех людей, Единый Бог-Троица Христиан – это одна и таже религия, потому славяне её и приняли, а в перуна вообще верили только племя полян(им это принесли, кто, правильно друзья скандинавы кстати огнём и мечом и жертвами с нашей славянской стороны), жертвы идолам приносить пришло также от «мирных» скальдов, славяне других племён вообще этими делами не занимались(тоже куча исторических сведений об этом). Трупосожения -это отдельный разговор, так как древние славяне оставляли умерших в курганах и могильниках, а их поздние потомки стали сжигать умерших из-за принесенной моды из откуда, правильно, мрачной Скандинавии, кстати оттудова нам пришли и человеческие жертвоприношения. Что потеряла Русь-племя от принятия древней, гораздо более древней религии своих предков – перволюдей - Христианства, по сравнению с религией скандинавских разбойников-викингов, ответ прост: НИЧЕГО НЕ ПОТЕРЯЛА, А НАОБОРОТ НАШЛА.
ВЕРИТЬ НАДО ИСТИНЕ, ЛОЖЬ УБИВАЕТ РАЗУМ(с). Читайте больше настоящей исторической литературы(особенно дореволюционной, либо русской исторической школы, а не «советской» с её отсталым формационным подходом к истории), а не сомнительных авторов, и вас никто не проведёт. В УЧЕНИИ И РАСЦВЕТЁТ РУСЬ СЕМЕНАМИ ПРАВДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ.

AntaMon · 2010-10-29 15:09 · #

Что ж на Руси всё так запутанно и странно ,
Не вспоминаем мы своих богов !
Хоть "христиане" их рисуют срамно ,
Но ведь они же суть - нащих "родов" !

Варяг · 2010-10-30 15:46 · #

AntaMon, ну если занесёные скальдские "боги" суть вашего рода, так надо ехать в Норвегию.

Ваня · 2010-11-02 01:04 · #

Автор статьи глубоко заблуждается, что упоминания языческих богов были неприемлемы для светской литературы в древнем христианском государстве. Это неправда. Достаточно познакомиться с многочисленными христианскими поэтами Византии 9-12 веков. К примеру, Лев Философ в 10 веке в своей поэме на бракосочетание императора называет невесту "Пенелопой", славит ее и жениха на "лире Орфея", призывая при этом "светоносного Гелиоса", и т.д. Известно, что великое древнегреческое языческое наследие (поэзия Гомера, Эсхила, Софокла, Еврипида, философия Платона и Аристотеля, прочие языческие произведения) официально изучались в школах Византийской империи, в которой Православие было единственной официальной государственной религией. И это наследие сохранилось до нашего времени. На этом фоне утверждения о тотальном уничтожении великой дохристианской культуры Руси после Крещения, и слезы автора о том "чего лишилась Русь в 988 году" - выглядят просто по-детски нелепо. Автор "Слова" вполне мог быть и христианином, использующим в качестве литературного приема упоминания языческих богов, подобно известным христианским византийским поэтам этого времени. Сам характер «Слова» несет христианский мотив. Поход Игоря носил завоевательный, антихристианский, характер. По этой причине в первой части «Слова» присутствуют постоянные обращения к языческим силам, а Бог вовсе не упоминается при описании похода Игоря, настоящей причиной которого была его гордыня – «запала князю дума Дона великого отведать и знамение небесное ему заслонила». Игорь шел за славой, но обрел позор. Однако после наказания - плена Игоря - автор «Слова..» уже пишет «Игореви князю Богъ путь кажетъ на землю Русскую» и «Игорь едетъ по Боричеву къ святей Богородици пирогощей». Кроме того, если считать это произведение действительно подлинным, написанным в 12 веке ,а не поддекой 18 века - то где следы гибели русской цивилизации и её порабощения под власть христиан-инородцев? Наоборот, автор обращается к князьям по поводу их междоусобиц: «Вы бы со своими крамолами начясте наводити поганые на землю Русскую». То есть он полностью отождествляет современное ему государство (в котором христианство было официальной религией!!) с Русью, и при этом противопоставляет этой Руси в качестве врага именно языческие, поганские силы - русское слово «поганый» произошло от римского pagani, этим словом стали называть именно нехристиан с 4 века.

AntaMon · 2010-11-02 13:39 · #

Говоря о … «православие» , «православная культура» , «православная вера» и понимая под этим «восточно – греко – римскую» ветвь христианства , мы совершенно не задумываемся ( ну иногда заглядываем в словари … которые созданы не ранее 17 веков ) , а при чем здесь «право» и его прославление , да и вообще - о каком это праве идёт речь ?
Да христианские теологи объясняют слово «православие» тем , что мы мол … «правильно славим бога , а именно Христа !?»
Обратившись то же к словарям , только «заграничным» мы увидим, что в русско – немецком , русско – английском да и др. словарях , «православие» переводится одинаково - «ортодоксальная религия » («orthodoxe religion» или «griechische orthodoxe religion» - немецкая трактовка и «the orthodox faith» - в английском …)
Как видно в иностранных языках , нет никакого упоминания о православии . И отсутствие такого понятия , в общем – то , соответствует объективным историческим реалиям , так как только у нас называется «православной» , а в мире «ортодоксальной» или «греческой» , и эта ветвь христианства возникла в результате раздела в 1054 году римской христианской церкви на восточную (византийскую) и западную (латинскую / католическую ) .
Некоторые ( подчёркиваю некоторые …?) переводят «ортодокс», как «правоверие» или даже считают «греческой калькой» «православия» .
Но , если быть точным , то по гречески - «ортос» - прямой , неуклонный и «докса» - мысль , взгляд , то есть «ортодокс
ес» - тот , кто неуклонно следует определённым взглядам , учениям и … верованиям - от автора . Приведём антоним к «парадокс» : «пара» - меняющийся , противоречивый , а «докса» - мысль , взгляд и … верование , т.е. противоречивый взгляд / верование !? Слова «правый» , «правильный» и «слава» здесь напрочь отсутствуют .
А не поискать ли корней в собственной истории ?
Есть все основания утверждать , что термин «православие» был заимствован христианством , как и многие праздники и обряды из … древнерусских , т.е. дохристианских традиций ( ведических ? впрочем как и однокоренное слово - «славяне») . Так что же для ведической древней Руси значило «православие» ? И почему оно перешло / присвоено частью христианской церкви ?
Проанализировав свидетельства зарубежных и отечественных исследователей древнейшей Руси (Н.М. Карамзин , Б.А. Рыбаков , Г. Глинка , Д.С. Лихачёв и др. ) , а так же сделав собственный перевод «Велесовой книги» удалось выяснить , что такое понятие , как «право славие» оч.ч.чень древнее !!! т.е. гораздо древнее такой сравнительной молодой религии , как христианство вообще . Все исследования показали , что это вытекает из древне Арийского (из В.К. известны , как Ярены или Ярые ! прим. Автора ) воззрения , как «Правь» , «Явь» и «Навь» .
Так «Правь» была сводом законов ( так назыв. «Стезя Прави» ! прим . Автора ) , по которому существовали и взаимодействовали между собой материальные миры , т.е. проще говоря жизненный уклад или уклад в философии религиозных верованиях , жизни и смерти так называемый «закон бытия» . «Правь невидимо «ДаждьБо» положена . А за ней , как пряжа , течёт Явь , которая и творит нашу жизнь . А та уйдёт … и наступит жизнь . Явь есть текущее и творится Правью , а после неё - Навь » - говорится в «ВК» дощ. №1 .
Это мировоззрение или уклад , формировалось у наших пра_ предков в особых условиях !!! Климатических !
Смешанный тип хозяйственной деятельности : Огромные территории обитания , где существовала постоянные угрозы . Угрозы нападения со стороны многочисленных инородных захватчиков , хищных зверей , природных катаклизмов ( да и внеземных контактёров не возможно отрицать ;) - всё это требовало нестандартного мышления , т.е. реальных знаний , высокоразвитой интуиции и внимательности , бережного отношения к окружающей Природе .
И не удивительно , что во главу философии древних Руссов - славян была поставлена не вера , а целостное понимание законов бытия - законов Прави - «Стязи Прави» и неукаснительное следование им .
«Прав не тот муж , который , идя в мовь , говорит , что хочет быть правым , но тот , у кого слова с деяниями совпадают » - говориться в «ВК» дощ. №2-А . И вытекает из всего выше сказанного , что «Право
славие» и есть «прославление Прави» - основного закона Бытия .

Конечно это не полная статья супругов Гнатюк , но в дальнейшем добавлю ещё и из своих работ .

Варяг · 2010-11-02 19:43 · #

AntaMon • 2010-11-02 13:39 • # Православие-это Правильная вера, т.е. вера в Истинного Бога, не искажённая римской папской каталичностью. Что касается приведённой вами статьи, то во-первых какое отношение она имеет, к сути статьи об авторе "Слова", и второе: Право-от слова Правда, само понятие Правда как объективное это Истина, Славие, у наших предков это Вера, ведь с глубокой древности существует понятие инославие, или иноверие. По гречески Православие, пишется как Ортодокс, т.е. это перевод с греческого и его синоним, а вы опять ставите всё с ног на голову. Что касается вашей статьи, то «Правь» , «Явь» и «Навь» встречается только во «влесовой книге» А.Изенбека, а она не является историческим документом, приведите своё мнения исходя из древнерусских литературных и исторических памятников. Что касается «удалось выяснить , что такое понятие , как «право славие» оч.ч.чень древнее !!! т.е. гораздо древнее такой сравнительной молодой религии , как христианство вообще». Христианство в истоке и в сущности самая древняя религия на Земле, так как она была известна нашим древним предкам, ещё во времена первых Ариев, в Христианстве принято принимать Крещение, а его принимали ещё до прихода Спасителя, если вспомнить ещё во время св.пр.Иоанна Предтечи. Ар, по древнеславянски земля, значит Арии, не более чем Земляне, к стати здесь есть параллель с англ. EARth – земля, или лат. TerRA.-территория, земля. Но, это тоже не имеет отношение к «вопросу», которого нет о личности автора «Слова», так как и так понятно, что он был Христиании, это хорошо и ясно показал в своём комментарии Ваня • 2010-11-02 01:04 • #.

Ваня · 2010-11-06 02:23 · #

AntaMon Найдите любой греко-русский переводчик, например - http://www.webtran.ru/translate/greek/. Введите там слово "δοξα" или слово "oρθοδοξία", и посмотрите перевод на русский язык. Это наименование встречается в древних христианских текстах уже 2 века, например в трудах Климента Александрийского, - за 8 веков до Крещения Руси. В русских летописях встречается два наименования - и православный, и правоверный. Самое раннее из сочинений именно русского автора в защиту христианской веры - «Слово о законе и благодати» (1037-1050 гг.) митрополита Иллариона. Он пишет: "иже научиша я православнеи вере". Древнейший сохранившийся список этого текста датируется 15 веком. Наименование "православная вера" встречается неоднократно и во многих других источниках, например в киево-печерском патерике 13 века говорится: "Должно же есть похвалити прежде отшедшихъ благоверных князій, и христолюбивыхъ боляръ, и честныхъ мнихь, и всехъ христіанъ православныхъ". Наименование "Православие" к дохристианской вере наших предков не имеет никакого отношения, это пустой вымысел, так же как и сама Велесова книга - однозначная подделка 20 века.

AntaMon · 2010-11-12 14:59 · #

Ванёк , извини только так я к ВАМ могу обратиться . А если следовать твоим изречениям и догматам , состряпанным ну ни как не раньше 17 - го века , то я со своей стороны говорю что все ваши состряпанные ветхие и не ветхие заветы есть полной воды профанация и созданы для одного народа , потом в гораздо поздние века ( в прошлом тышелетии ) только записанные и переделанные , для порабощения других народов . Только ответь на один вопрос - где "Кумранские свитки" ?
Здесь же мы говорим об "Слове о Полку Игореве " , не так ли ? И скажи те себе , если он "христосик" , где прославления "Моисея - Мойши" , где прославления "Иссы - Навьина" (убийцы не только древних ХнаВанеев , но и всего живого - не с него ли брал пример ваш иудей Вовочка - кровавый ) .
И только один пример который полностью разбивает теорию ваших наставников - пастырей , т.е. пастухов душ .
Это с каким пафосом певец и Баян Руси говорит , что " Русы - ДаждьБожьи Внуки !" И в каких таких жидо-христосико-иудейских заветах ты видывал такое ?
А вот как ты говоришь подделке , книге "Велеса" (кста название то то же выдуманное !) а скорее древне Русском трактате - "Русы - внуки ДаждьБО ! " , поэтому ещё не известно кто у кого списывал . А ты само лично хоть одну строчку перевёл и прочитал ? Рекомендую вслух , что бы услышать хотябы мелодичность того древнего ...... или ты как "ортодоксальный" (извиняюсь "православный" ) иудей еже - ношно и денно читаешь "Тору" , "Таннах" и всякие там заветы ?
Относительно всяких там "Варягов" о себе скажу так , я стал бы поклоняться древнерусским богам лишь за то что они суть НАШЕГО РОДА ! не чужих навязанных нащим ...
Вот к примеру "СваРог" , да "Варяг" это его северная транскрипция , а южноРусская ( из кн. "ВК") это "СваРожде" т.е. тот же "РОД" . Ещё прочитать вам лекцию об вреде молока и пользе самогона ?

Дальше не хочу повторяться , а если кому интересно зайдите здесь же и прочтите спор мой с ев...чиком "Асваадом" в "Крамольник Задорнов против ..."

AntaMon · 2010-11-19 15:43 · #

Всем ещё раз привет!
Хочу всем дать направление где можно досконально точно всё узнать по данному вопросу .
Это книга Сергея Лесного ( если не изменяет память , это протоиерей Парамонов?) "ЗЛАТОЕ СЛОВО РУСИ ! Или крах Анти Русских наветов " В данной книге он до "косточек" разбирает две книги : "Слово о Полку" и Кн. "Велеса" . Рекомендую Всем будет полезна !
С наилутшеми пожеланиями в ... АнтаМон

Bond · 2010-12-22 15:57 · #

В1990...92гг., не помню точно, был период всеобщего саморазоблачения. Бакатин сдавал секреты КГБ, ядерщики сдавали американцам наши ядерные секреты и т.д. Шла программа "Время", ближе к окончанию в студию ворвались два запыхавшихся 25...30-летних мужчины интеллигентного вида и с ужасом на лицах сообщили страшную тайну. Им дали возможность поработать в архивах библиотеки им. Ленина с подлинником "Слова о полку Игореве"и они выяснили, что "Слово ..." написал половец, в конце подлинного текста есть его подпись и он даже нарисовал свой портрет. Этот портрет тут-же был продемонстрирован крупным планом. Телеведущая с ужасом спросила, неужели нет никаких сомнений в этом факте, ей ответили: никаких. Надо было видеть лица этих мужиков. Далее они сообщили, что к тексту приложен лист, где все цари и генеральные секретари поставили свои резюме, что этот факт строжайше засекретить. Перечислены были все советские деятели и практически все цари, Екатерина, Петр I, Иван Грозный и т.д. Кому я только не рассказывал об этом выпуске программы "Время", никто кроме меня не видел. Может быть кто-то подтвердит мои слова, наверняка же кто-то ещё видел эту драму-трагедию? И что-бы это могло значить?

Александр-AVL · 2010-12-23 19:51 · #

ВАРЯГ,а ты прочитай книгу Льва Прозорова "Язычн- ики крещёной Руси" - увидишь что плохого принесло крещение нашему народу и государству. Там это хорошо описано.

Ходота · 2011-03-18 00:46 · #

Ваня, у Вас галлюцинации. Вы заключения о РУССКОЙ христианской литературе пытаетесь опровергнуть ГРЕЧЕСКОЙ. Вы объявляете невесть с каких пешек завоевательные походы нехристианским делом - Ванечка, а цари русские, которые земли до Тихого океана покори ли, значит, язычниками были? От Ванечка, от спасибо, от порадовал, дурачок... Варяга в ту же палаточку... у него тоже галюки по поводу каких-то скандинавов которые куда-то чего-то принесли...

Владимир Медведев · 2011-05-21 11:22 · #

"Слово о полку Игореве" само собою показывает, что оно было создано главным героем поэмы - Великим Киевским князем Святославом Всеволодичем Златословом (ок. 1125 -1194). Все попытки опровергнуть авторство Святослава оказались безуспешными. Подробности см. на сайте ""СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" - ГЛАВНАЯ РУССКАЯ КНИГА": http://slopig.narod.ru .
Если у кого возникнут какие вопросы, милости прошу задавать их.

AntaMon · 2012-09-06 13:06 · #

Bond · 2010-12-22 15:57 · #

В1990...92гг., не помню точно, был период всеобщего саморазоблачения. Бакатин сдавал секреты КГБ, ядерщики сдавали американцам наши ядерные секреты и т.д. Шла программа "Время", ближе к окончанию в студию ворвались два запыхавшихся 25...30-летних мужчины интеллигентного вида и с ужасом на лицах сообщили страшную тайну. Им дали возможность поработать в архивах библиотеки им. Ленина с подлинником "Слова о полку Игореве"и они выяснили, что "Слово ..." написал половец, в конце подлинного текста есть его подпись и он даже нарисовал свой портрет. Этот портрет тут-же был продемонстрирован крупным планом. Телеведущая с ужасом спросила, неужели нет никаких сомнений в этом факте, ей ответили: никаких. Надо было видеть лица этих мужиков. Далее они сообщили, что к тексту приложен лист, где все цари и генеральные секретари поставили свои резюме, что этот факт строжайше засекретить. Перечислены были все советские деятели и практически все цари, Екатерина, Петр I, Иван Грозный и т.д. Кому я только не рассказывал об этом выпуске программы "Время", никто кроме меня не видел. Может быть кто-то подтвердит мои слова, наверняка же кто-то ещё видел эту драму-трагедию? И что-бы это могло значить?

АнтаМон:

Это скорее всего были казахи - Сулейменов ... Но вот Зализняк даже не удосужился ответить на поставленные ими вопросы.

Но мне видится, что авторами "Слова..." были два человека, как минимум.
Это мужчина и женщина.... Заходите на сайт Н.В. Слатина - Влескнига.Борда.Ру - там всё выложено по теме

Валера · 2013-06-09 10:59 · #

Ответ Ходоте. До Тихого океана не покоряли земли, а брали под защиту древние исконно русские территории. Начни с Ермака: 900 казаков “завоевывают” ханство, насчитывающее несколько десятков тысяч войска. Или большая половина войска помогала Ермаку?

Помощь по Textile