1

Тема: Методы воздействия на психику в сектах

О методах воздействия на психическое состояние человека в некоторых направлениях религиозного сектантства.

Рассмотрев способы и методы управляющего воздействия при проведении ритуалов и встреч с рядом "учителей", представителей различных сектантских направлений, можно констатировать ряд воздействующих моментов.
Основным из них является создание иллюзии родо-семейных отношений кланового типа для формирования чувства социальной защищенности у членов секты.

Достигается это следующими способами:

1. Использование специальных обращений между членами секты, типа "брат", "сестра", "отец" и т.д. Подобный тип обращений подсознательно воздействует на человека и подменяет собой настоящие семейные отношения, перенося на посторонних людей выработанные тысячелетиями принципы семейно-родового единства.

2. Использование приема повышенной благожелательности к неофитам и рядовым членам секты на начальном этапе вхождения в секту. Данный прием требуется для создания контраста эмоциональной атмосферы внутри секты и во внешней - реальной жизни. Он формирует у неофита желание чаще или постоянно пребывать внутри секты. Данный прием особенно хорошо влияет на людей с пониженной социальной активностью, неспособных активно противостоять трудностям, возникающим в социальной жизни. Он также дает хорошие результаты при воздействии на одиноких и разочарованных в жизни людей, которым секта представляется на начальном этапе их вхождения в ее структуру идеальным типом социальных отношений, своего рода "большой семьей единомышленников". Подобный прием восходит ко временам родовых отношений, когда понятие людей относилось только к членам рода и родственным родам, а остальной мир воспринимался как чужеродная и враждебная среда.

3. Прием снятия ответственности за принятие решения. Во всех сектах принята строгая система иерархических отношений, при этом принятие решения полностью снимается с младшей "кастовой группы". Они должны следовать указаниям своих наставников и безусловно выполнять "боговдохновенные" откровения и наставления своего высшего Учителя (гуру). При этом им дается понять, что чем лучше и точнее ими будет выполнены требования старших, тем скорее и они сами смогут продвинуться по иерархической лестнице секты.
При этом в случаях с сектами материальный стимул, а иначе разрешение пользоваться теми или иными благами мира, имеет для неофитов второстепенное значение, так как в ряде сект их заставляют "добровольно" передать все свое имущество или его часть на нужды секты. Добровольный отказ от имущества создает у неофитов психологическое состояние "псевдо-монашеского отказа от земных благ". Основным стимулом для продвижения в системе иерархии является стремление стать ближе к Учителю и его откровениям. При этом подразумевается и появление откровений у самого члена секты.
Прием снятия ответственности за принятие решений уменьшает тревожность неофита. Он освобождает его от любых самостоятельных социальных действий и заботы о своем будущем и будущем своей семьи и близких. Все это также способствует созданию иллюзии защищенности и уверенности в будущем.
Подобный способ снятия личной ответственности и строгих иерархических отношений также восходит к родо-семейным отношениям, построенным на жесткой иерархии. Однако, в таких "языческих" отношениях присутствовала строгая личная ответственность за социальную деятельность того или иного члена рода, при этом не подавлялась его свобода воли.
В религиозных сектах, напротив, стремятся подавить волю сектанта, подменяя свободу воли и желание принять то или иное социальное решение необходимостью выполнять волю Учителя, как бы переданную ему свыше.

4. Метод создания иллюзии своей исключительности. Подобный метод с одной стороны отгораживает членов секты от остального социума, "который не может спастись" не получив откровений Учителя, а с другой стороны заставляет членов секты активно привлекать новых неофитов, так как в сектах часто происходит игра в "человеколюбие".
Данный метод основывается на использовании повышенной самооценке выступающей как компенсаторный механизм у социально не состоявшихся людей, в первую очередь молодежи. Данный метод также восходит к традиционным родовым отношениям, так как каждый род верил в свою исключительность, что способствовало его сплочению и увеличение шансов выживания в сложных природных и социальных условиях.

5. В ряде сект базирующихся на различных мировых религиях (христианство, мусульманство, буддизм и т.д.) используются священные писания данных учений. При этом из контекста выдергиваются отдельные цитаты, которые вставляются в авторский текст Учителя и при этом кардинально меняют свой смысл.
Например, известное изречение Иисуса Христа о том, что следует подставить левую щеку если ударили по правой, сказанное в контексте того, что следует игнорировать религиозные нападки фарисеев и саддукеев, а также властей, может трактоваться как полное непротивление злу насилием (толстовцы) или как полный уход от социальной жизни.
Или кришнаитами используется Бхагават Гита, как единственный источник мудрости, тогда, как она является только незначительным отрывком великого индийского эпоса Махабхарата и вырванная из контекста основного смыслового поля полностью меняет смысл.
Дело в том, что данный отрывок связан с войной царских родов Кауравов и Пандавов, которая в целом отражает конфликт перехода от родоплеменного строя к ранее государственному с отказом от семейных и родовых связей, и без контекста напутствие Кришны перед битвой может использоваться как руководство к борьбе с любым указанным Учителем противником.
Подобный метод восходит к родо-семейным отношениям, при развитии которых формировались различные семейные и родовые предания с обожествлением предков и возникновением ранних религиозных представлений составляющих священную традицию и историю рода.

Перейдем к рассмотрению ритуальных методов воздействия на членов секты.

1. Одним из самых распространенных методов в сектах закрытого типа или тайных сектах является использование тех или иных наркотических средств при совместном богослужении. Такой способ хорошо известен в различных шаманских практиках и широко использовался и используется по всему миру.
Как правило, используются слабые наркотики или галюционагены передаваемые членам секты в виде напитков, а чаще воскурений. Целью подобного действия является создание у членов секты массовых видений подготовленных внедрением в их сознание определенных психологических установок, переходящих в навязчивые идеи.

2. Метод запугивания. В процессе ритуалов, лекций и собеседований происходит навязывание идеи близкого Армагедона или конца света, когда все кроме членов секты погибнут не только в физическом, но и духовном смысле. Данный метод усиливает психологическую зависимость человека от секты и страх перед возвращением во внешний мир.
В ряде случаев умеренные секты (например, "Новый Акрополь") апеллируют к личной неуспешности и незащищенности во внешнем мире.

3. Использование хорошо известного в ритуальной практике метода однотипных ритмических движений. Повторяющиеся продолжительное время однотипные ритмические действия способствуют кодированию в образе мира у члена секты определенных понятий как наиболее значимых. Например, повторение кришнаитами одной и той же фразы при однообразных движениях.

4. Использование специальной музыки во время ритуальных действий. Подобный тип музыкальных произведений принято называть медитативной музыкой. Ее характеристиками, как правило, является многократно повторяющийся музыкальный рисунок. Само исполнение музыки монотонно и "усыпляюще". Хорошо известно, что в состоянии перехода от сна к бодрствованию и наоборот, сознание человека наиболее восприимчиво к внешним формирующим воздействиям. Выбор для религиозных ритуалов сектантов подобной медитативной "усыпляющей" музыки с однотипным музыкальным рисунком, на который ложатся постоянно произносимые фразы, является достаточно действенным способом внедрения в сознание членов секты определенных идей и постулатов.

5. Прием - "Внемирность" Учителя. В целом ряде религиозных сект, особенно восточного направления, например, Аум Синрике - Асахара, Белое Братство и т.д. принято обожествление Учителя. Он является как бы двойником Иисуса Христа или Магомета. Само поведение такого Учителя (Саи Баба) на людях имеет оттенок некоторой священной отстраненности. Иными словами, моделируется культ священного царя как проводника божественной энергии на землю в раннеклассовом обществе.
Авторитет такого типа Учителя (Саи Баба, отец Виссарион, Асахара и т.д.) не подлежит сомнению, а действия - обсуждению. Подобный прием используется для целей возникновения у сектантов чувства избранности и защищенности, а также снятия с себя социальной ответственности.

6. Ритмо-фонетическое воздействие состоит в том, что в целом ряде сект подбираются для заучивания и постоянного повторения фразы имеющие кроме смыслового еще и ритмо-фонетическое содержание. Например, часто используемое в сектах восточного направления слово АУМ мотивирует бессознательное подчинение родовым или псевдо-родовым структурам - сектам. Или повторяемое кришнаитами изречение: "Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна Харе Харе. Харе Рама, Харе Рама. Рама, Рама, Харе Харе". Содержит во всех 16-ти словах фонетический знак "Р", который при частом повторении вызывает "стадную немотивированную агрессию" в силу того, что он и в природной среде используется как знак угрозы - "рычание". Кроме того, фонетический знак "К", повторяющийся в 16-ти словах четыре раза, мотивирует установку на направление подсознания против чего бы то ни было. Фонетический знак "Х" повторяемый 8 раз подсознательно мотивирует на устойчивые и неизменные взгляды и убеждения с оттенком священности данных взглядов, что, в свою очередь, в сочетании с музыкальным воздействием, усиливает привязанность и зависимость членов секты от ее руководителей.

7. Также важнейшим фактором закрепления людей в секте является прием совместной религиозной и социальной деятельности, где каждый член секты чувствует свою деятельность частью чего-то большого и поэтому важного и значимого.
В целом, психологическое воздействие в сектах проходит через моделирование традиционных родоплеменных и родо-семейных отношений в псевдо-семье с использованием той или иной религиозной составляющей. Религиозный аспект, по большому счету, может быть любым, но, как правило, он базируется на своей трактовке уже имеющихся и зарекомендовавших себя священных писаниях или их синтезе.
Подобное моделирование создает на начальном этапе пребывания в секте иллюзию социальной защищенности и избранности, снимает ответственность в принятии личных решений. Как правило, все вышеперечисленные методы приводят к "обобществлению" личного имущества и сбережений. Такое обобществление является прямым отъемом собственности граждан через применение к ним методов психологического воздействия. Более того, сам принцип обобществления имеет в родо-семейных отношениях многочисленные аналоги.
Например, до реформ Столыпина в Российской деревне сохранялись общинные - общественные угодья: пастбища, лес рыболовные угодья и т.д. Другой исторической базой отъема - обобществления средств являлись советские коммуны и колхозы, где роль предводителя родовой и псевдо-родовой общины брало на себя государство.

Наговицын А.Е. (Велемудр) волхв объединения *Круг Бера*
Научно-исследовательский Центр Круга Языческой Традиции.

2 Отредактировано KPEZI (21.06.2007 20:23)

Re: Методы воздействия на психику в сектах

Есть такое щё метод запугивания.
Тоесть под видом психо онализа заставляют расказывать откровеные и личные воспоминания.
Ну а потом этим шантажируют.
Это часто используют сэентологи ( но хотя это не секта но методы сектанские )

Я бедная кошка , меня подбросили сюда в этой коробке.
И я хочу найти себе хазяина.
Возьмите меня к себе домой.
Пожалуста.

3

Re: Методы воздействия на психику в сектах

Как раз сиентологи и есть секта.

4 Отредактировано KPEZI (21.06.2007 21:48)

Re: Методы воздействия на психику в сектах

Их вобще даже другие секты не признают как религию.
Им даже у нас на Украине не дают статус религеозной организации.
Проще говоря это комерческая организация продающая свои товары.
( ладно хватит флуда )))

И по теме.

Ещё недавно даже по ТВ показывали, в одном децком лагере проводили пробы нового сектанского метада над детьми.
Вобщем строили груг и обматывали детей проволкой и нацепливали номера телефонов и заставляли говорить всякие страные фразы.
Вобщем там походу раследыванием этого дела занялось ФСБ.

Я бедная кошка , меня подбросили сюда в этой коробке.
И я хочу найти себе хазяина.
Возьмите меня к себе домой.
Пожалуста.

5

Re: Методы воздействия на психику в сектах

В одном из харьковских садиков учатся дети, родители которых сильно религиозны. Так вот во время праздников эти ребятишки сидят ровно и смиренно на стуле, в то время когда остальные детишки пляшут, бегают, и веселятся.
Весёлое детсво и почти погубленные души...

6

Re: Методы воздействия на психику в сектах

Мне както доводилось общаца с таким ребёнком правда его родители были помешаны на эзотерики но мне хвотило понять что этих детей не всякий поёмёт и им будет сложнее жить.

Я бедная кошка , меня подбросили сюда в этой коробке.
И я хочу найти себе хазяина.
Возьмите меня к себе домой.
Пожалуста.

7

Re: Методы воздействия на психику в сектах

KPEZI пишет:

Мне както доводилось общаца с таким ребёнком правда его родители были помешаны на эзотерики но мне хвотило понять что этих детей не всякий поёмёт и им будет сложнее жить.

Ну эзотерика это немного другое. Я знаю одного дядьку, который этим живёт и дочь его вся в папу пошла. Может так воспитал, а может у неё от рождения такой дар. Вобщем у неё наоборот - в школе проблем с ровестниками никаких нет. Она их под себя подстраивает, в своём пространстве.

8

Re: Методы воздействия на психику в сектах

Согласно первому пункту "Использование специальных обращений между членами секты, типа "брат", "сестра", "отец" и т.д" прослеживается некоторое сходство с так называемыми "игровиками"

9

Re: Методы воздействия на психику в сектах

Ратибор, что ты имеешь ввиду?..

Слава Родам и Семьям нашим!

10

Re: Методы воздействия на психику в сектах

один мой знакомый после наркотиков всунулся в иеговы и провел с ними 11 лет привлек туда всех родственников а потом ушёл.с женой развелся ее так поперло в иеговах что она и про семью забыла ходит по проповедям а на мужа ноль внимания.5 лет он живет без них,но программа которую там вложили живет в нем до сих пор и проявляется это когда он выпьет алкоголю чуть больше нормы его как будто переключают.это ужасно когда у человека нет возможности быть свободным и воспринимать мир таким какой он есть

11

Re: Методы воздействия на психику в сектах

иеговисты вообще одна из наиболее отмороженных сект. помимо всего прочего они просто занимаются искажением содержания библии.

Epistula non erubescit

12

Re: Методы воздействия на психику в сектах

Basilevs пишет:

Ратибор, что ты имеешь ввиду?..

Я имею в виду всякие нефорские сходняки. Например готов. Там, кроме присваивания малознакомым людям статуса "брат" "сестра", им дают еще какието дурацкие имена.

13

Re: Методы воздействия на психику в сектах

Здесь
http://www.koob.ru/dvorkin_aleksandr_le … ktovedenie
можно скачать книгу "Сектоведение" на эту тему

14

Re: Методы воздействия на психику в сектах

Ога. Товарищ Дворкин очень непредвзято рассуждает на тему сект. smile
В топку такие книги.

15

Re: Методы воздействия на психику в сектах

Ратибор пишет:

Я имею в виду всякие нефорские сходняки. Например готов. Там, кроме присваивания малознакомым людям статуса "брат" "сестра", им дают еще какието дурацкие имена.

Хм, а Ратибор это твое настоящее имя? "Какие-то дурацкие имена" - это всего лишь ники. Ты же здесь не представляешься на форуме по имени-отчеству и в качестве аватара не выставил почему-то свою фотографию, так же как и все здесь присутствующие. Я сам 8 лет занимался ролевыми играми (собственно мой ник оттуда), а до этого год хипповал и ничего - крыша не съехала и "Харе, Кришна" не пою.

Есть многое на свете, друг Горацио, чего не знает Яndex и Yahoo!

16

Re: Методы воздействия на психику в сектах

harald2000ru пишет:

не выставил почему-то свою фотографию, так же как и все здесь присутствующие.

tongue

harald2000ru пишет:

крыша не съехала и "Харе, Кришна" не пою.

Еще не поешь? Странно)

Я думаю Ратибор имел ввиду сходки ГОТОВ и остальных ЭМО дибилов.
Ролевики собираются отыгрывают сюжет и возвращаются к реальной жизни, как я считаю норм люди(иногда правда помешаны на доспехах smile )

Нужно постоянно повторять  истину,  ибо
ложь  вокруг    нас    тоже    проповедуется
постоянно, и  не  только  одиночками,  но  и
массой.                                                 Гете