Re: #Євромайдан
Отслеживая видео последних событий из Киева и постоянно кому-то рассказывая о том, как себя ведет берлинская полиция в таких ситуациях, решил-таки тут написать. Может быть кому-то будет полезным.
То, что многие называют «шабашем» в Киеве, можно увидеть в Берлине не так уж и редко, по крайней мере, каждый год 1 Мая подобное происходит. Я уже несколько лет это снимаю и часто нахожусь в эпицентре событий. Поэтому, как ведут себя митингующие и полиция, видел не раз.
Сразу скажу, что представить не могу, чтобы кого-то полицейские били ногами на земле, тем более по голове. По поводу журналистов и говорить нечего. Что я заметил на видео. Вернее не заметил. Это защитных шлемов на репортерах. Возможно, у кого-то они и были, но не системно. Берлинские фотокоры приходят на места возможных столкновений с болтающимися на поясе шлемами. Это исходя из их богатого опыта. С тех пор, как мне попали булыжником по ноге и чуть не сшибла толпа несущихся полицейских, я шлем тоже прикупил. Поэтому первое, что нужно взять на вооружение нашим журналистам, так это то, что не поленись – возьми шлем, если смело лезешь на передний край. Оденься в одежду, которую не жалко испачкать, возьми пленку, которой можно закутать камеру и объектив.
Теперь о полиции и журналистах. Если у тебя есть действующий немецкий прессе-аусвайс, то тебя должны пропускать за полицейские ограждения. Туда, куда других не пропускают. Ты можешь снимать, как вяжут народ хоть в упор. Ты можешь снимать, как обыскивают карманы и сумки. И полиция, хоть и кривится иногда, но если видят, что у тебя на груди висит бэйдж с прессе-аусвайсом ничего сделать не могут. Тут, видать, четко действует закон, вот и все. Нет смысла выдавать журналистам жилеты, как сейчас придумали в Киеве. Если ты показываешь документ, то тебя месить не будут, даже если им очень не нравится, что ты снимаешь. Поэтому, возможно, еще нужно взять на вооружение умение украинских журналистских организаций работать с полицией.
Во время съемки, когда отряд полиции несется кого-то разгонять, тут уже сами репортеры должны уметь во время отпрыгивать. Снесут и не заметят. Поэтому на вооружение нужно взять и то, что если случайно получил дубинкой, потом не жалуйся, в ходе быстрых перемещений тебя просто зацепили за компанию. Я сам несколько раз попадал под струю газа. Что я потом буду жаловаться? Сам и виноват. Поэтому в погоне за хорошим кадром, демонстрируя свою храбрость, будь готов случайно попасть под раздачу. Но повторяю, добивать тебя точно не будут.
О самой обстановке во время таких вот ситуаций. И неонаци и антифа очень не любят попадать в кадр. Понятно почему – они друг на друга собирают досье. Антифа даже выпускают сборники с фотографиями правых, указывая, как их зовут, в каком районе они живут и где собираются. Поэтому любой фотограф для них потенциальный враг, и очень часто, когда ты фотографируешь их, они демонстративно фотографируют тебя в свой архив. Это неприятно, но к этому нужно быть готовым. Я точно знаю, что есть во всех архива – и левых, и правых, и полиции. У меня были случаи, что во время подготовки к акциям, когда я снимал вблизи, организаторы подходили к полицейским и тыкали в меня пальцем, требуя убрать. Полицейские подходили, я показывал удостоверение. Все, они ничего сделать не могут, я выполняю свою работу. Они могут только попросить отойти дальше, мое дело отказаться. Как организаторы неонацистского сборища, так и антифа с автономами могут попросить показать удостоверение. Как это ни удивительно, но правые обладают большей дисциплиной, а вот с отмороженными автономами у меня случались стычки, когда меня пытались оттеснить непонятно куда. Тут конкретно помогает русский мат.
Очень часто представителей ультралевых и ультраправых трудно отличить – все в черном, у всех капюшоны на головах, все толпой. В стычки с полицией вступают, как правило, ультралевые автономы. Им главное – подраться с полицией. Поэтому Берлин десятками полицейских машин, водометами, бронетранспортерами и барражирующими вертолетами не удивить.
Как работает полиция в таких ситуациях. Очень корректно, никого не провоцируя. На каждом крупном митинге есть полицейский, ответственный за связь с организаторами, который следит за порядком и разрешенным временем, есть машина с информацией для прессы, и есть антиконфликтные группы в специальных жилетах. Все отлажено до мелочей. Идет колонна, впереди и сзади, иногда по бокам, идут полицейские, и едет масса машин. Я не помню, чтобы на таких митингах были какие-то спецотряды, как правило, на дежурства выходят обычные полицейские. В одном ряду стоят и огромные мужики, и маленькие симпатичные девчонки, и тоже в огромных шлемах, спецобмундировании, с оружием. У многих полицейских есть видеокамеры и фотоаппараты. Есть специальные машины, где видеокамеры поднимаются очень высоко. Есть машины, где так же высоко может подниматься яркий прожектор. Есть полицейские машины управления, машины с клетками для собак, машины с едой и водой.
Если начинаются заварушка, появляются ребята в масках с булыжниками в руках, то и тут сначала конфликты пытаются погасить. Если ситуация начинает выходить из-под контроля, то тут тоже всех подряд не месят. Полицейские (видать, уже не самые обычные) умудряются как-то отслеживать организаторов и периодически кого-то выхватывают из толпы и уводят. Часто последним отступает полицейский с камерой, снимая тех, кто пытается отбить задержанного. Руки практически всегда заковывают не наручниками, а пластиковыми стяжками. При этом интересно следить за перемещениями этим небольших полицейских групп, они постоянно меняют местоположение, носясь по периметру.
Если кого-то вяжут, то жестко, но не жестоко. Могут, конечно, и дубинкой огреть и на лицо коленом надавить. Но при этом думают, куда бить. Ну и, конечно, не будут ставить на колени и просить отдавать честь.
Есть, конечно, кадры, которые любят показывать российские провластные каналы, оправдывая жестокость своей полиции, что, мол, смотрите, как в Германии разгоняют толпу. Понятно, если кто-то что-то громит и поджигает, дубинками махать будут не хило. Но не убивать лежащих, как было в Киеве.
Сорри, пишу быстро, времени мало, могут быть разные ошибки, но думаю, что кому-то это было полезно и интересно.
И немного ссылок на мои фоторепортажи, где можно увидеть кое-что из рассказанного:
http://www.berlin-visual.com/ru/marsh-u … monstranty
http://www.berlin-visual.com/ru/popytka … stremistov
http://www.berlin-visual.com/ru/1-maya- … v-i-antifa
http://www.berlin-visual.com/ru/antinaz … choneweide
http://www.berlin-visual.com/ru/1-maya- … -proshli-1
http://www.berlin-visual.com/ru/1-maya- … -proshli-2
http://www.berlin-visual.com/ru/zatyanu … vomay-2011
http://www.berlin-visual.com/ru/1-maya-v-berline
http://www.berlin-visual.com/ru/odin-protiv-polizii
http://www.berlin-visual.com/ru/levye-p … eutschland
http://www.berlin-visual.com/ru/ochered … -v-berline
http://www.berlin-visual.com/ru/na-sled … sle-1-maya
http://www.berlin-visual.com/ru/pervoma … onstraziya
http://www.berlin-visual.com/ru/antifa- … -shoppinga
http://www.berlin-visual.com/ru/dom-koe … ostayomsya
http://www.berlin-visual.com/ru/kak-akt … mi-borolis
http://www.berlin-visual.com/ru/ochered … poitiv-npd
Если есть вопросы, пишите в личку.
Игорь Магрилов