1

Тема: Славянская дружина

Славянская дружина

    В VI веке в истории структуры племенных объединений происходят значительные изменения, связанные с переходом от родоплеменной формы общины к соседской. И данные события позволили произойти выделению воинской прослойки и преобразование ее в дружины, которые приобрели значительную власть в управлении племенными княжествами, либо союзами племенных княжеств. Образование же такого рода княжеств было в свою очередь вызвано миграцией славянских племен в V - VI веках.
    Наиболее ранние упоминание о дружинах у славян относятся именно к VI - VII веку, их мы находим в двух древних исторических источниках - "Война с готами" и "Чудеса св. Дмитрия Солунского" . Причем дружины упоминаются не единожды и речь о них идет, как об отборном воинском объединении, обладающим превосходной подготовкой, вооружением и броней. На основе данных источников перед нами предстает образ дружинника, имеющего тяжелое вооружение, входящего в состав отборного войска, не отличающегося, однако, многочисленностью, как позже говорят о славянских дружинах византийские историки, приписывающие все победы лишь численному превосходству варваров.
    Есть и археологические подтверждения тому, что в вышеназванный период времени у славян существуют дружины, это доказывают многочисленные находки - курганные захоронения, в которых среди клада преобладает соответствующий инвентарь (Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества, стр. 70-72, Седов В.В. Восточные славяне в VI - XIII веках, стр. 19-26 ).
    Одним из самых ранних упоминаний о численности дружины русских князей является фрагмент из записок Ибн-Фадлана, который в 921-922 гг. в составе багдадского посольства совершил путешествие в земли волжских булгар. Там ему удалось пообщаться с "русами" и даже наблюдать обряд погребения их "царя". Наряду с прочими особенностями, подмеченными Ибн-Фадланом, в его записках есть интересующее нас упоминание: "Один из обычаев царя русов тот, что вместе с ним в его очень высоком замке постоянно находятся четыреста мужей из числа богатырей, его сподвижников, причем находящиеся у него надежные люди из их числа умирают при его смерти и бывают убиты за него".
    По мнению А.А Горского, сведения Ибн Фадлана вполне достоверны: "Численность дружины "царя русов", названная Ибн-Фадланом, возможно, близка к истинной, о чем свидетельствует сравнение с западнославянским материалом: так, по подсчетам Т. Василевского (основанным на археологических данных), князья Гнезна - главного центра польских полян - в IX в. имели непосредственно при себе не более 200 дружинников ".
    Прежде всего следует рассмотреть структуру славянской дружины. Постепенно дружина приобретает своеобразную внутреннюю иерархию. В своей основе дружины подразделялись на "старшую" и "младшую" - такие названия во множестве пронизывают Славянские летописные своды (Полное Собрание Русских Летописей, том 1, 2 ). Ежели брать отдельно все термины, встречающиеся в источниках, то помимо деления на вышеназванные группы, дружинники делились еще и на подгруппы. Рассмотрим их вкратце:
    Бояре. Слово "боярин" имеет два своих значения. Первое - общеславянского происхождения от слова "бои" - битва, то есть тот, кто сражается. Второе - от тюркского - богатый, знатный (Этимологический словарь русского языка, том 1, М., 1965, стр. 181-182). Так или иначе, оба эти значения ассоциируются с дружинниками, так как они их родом занятий была война, они же были знатными и богатыми, что варьировалось в соответствующих пределах богатства и знатности их князя. Основываясь на источниках можно отметить, что боярство располагало достаточно высоким положением, выступало верховным слоем общества после князя. Это привилегированное войско, которое постепенно прикрепляется к земле. Причиной тому служили дарования боярству земель, однако, при этом не стоит утверждать, что уже в ранний период своей истории бояре были прикреплены к земле. А выводы эти могут быть приведены ввиду появления в летописных сводах упоминания о земских боярах - галицких, волынских, новгородских и т.д. Здесь авторами летописных текстов подразумевалась принадлежность мужей землям, князя которому они служат. Дружинники-бояре имели полную свободу в выборе места службы, но чаще всего они сохраняли верность своему князю, и основной причиной ухода со службы являлась его смерть. А институт земства появляется лишь в XI веке, когда бояр привязывают к жалованным землям, то есть их служба приобретает черту оседлости. И здесь они в свою очередь начинают набирать дружинников, челядь и т.п., оседая в усадьбах.
    Мужи. На Руси это слово имело множественное значение. "Мужами" могли называть и воев, и дружинников в целом, и бояр. Данное слово всегда отождествлялось с дружинниками, но не с простыми людьми не принадлежащими к воинской касте. Чаще всего к слову "муж" добавляли и принадлежность упоминаемого человека к определенной группе дружины, что опять же во множестве подтверждается в русских летописях (Полное Собрание Русских Летописей, том 1, 2).
    Огнищане и гриди. Данные слова заимствованы от скандинавов, однако, это отнюдь не означает заимствование самой структуры дружины у викингов. Прежде всего данное утверждение вытекает из того, что эти группы были распространены исключительно на Севере Руси, в землях Новгорода. А именно Новгород наиболее тесно, ввиду своего положения, контактировал с выходцами со Скандинавского полуострова. Историк Горский А. А., основывая свои выводы на русских летописных сводах, отметил, что и термин "огнищане", и термин "гриди" - довольно редко упоминался, и обозначали ими соответственно старших и младших дружинников (Горский А.А. Древнерусская дружина, М., 1989, стр. 49 ). Однако, в целом, оба этих слова не всегда имели соответствующие значения. Периодически под ними подразумевали и других мужей, занимавшихся различной работой в административной и судебной сфере, что было обычным делом для княжеского дружинника.
    Отроки. Для определения данной категории в воинской касте славян следует рассматривать в качестве источников не только летописные своды, но и русские памятники права. Связано это с тем, что "отроки" выступают в источниках не только как младшие дружинники, но и как слуги бояр, князя, имеющих административные права, их появление относиться к Х веку.
    Детские. Их появление датируется Повестью временных лет 1097 годом, благодаря источникам можно установить, что "детских" нельзя отнести к какой-либо категории воинской касты, так как они не составляли воинского образования как такового. Они были близки к князю, но не всегда находились при нем, как другие его слуги из дружинников. Здесь отметим еще и то, что "детские" сами имели свою двухступенчатую структуру, ибо в летописях во множестве находим "меньших детских".
    Помимо этих основных категорий встречаются в источниках и другие: милостники, пасынки, паробки. Упоминание о таких относятся уже к более позднему периоду истории Древней Руси, к ХII веку. Под первыми из них понимали различные слои дружинников, обласканных княжеской милостью, то есть любимцев, в число которых входили и старшие и младшие. "Пасынками" и "паробками" же называли "детских" и "отроков" в узком смысле этих терминов.
    Не менее интересным вопросом для краткого рассмотрения истории славянских дружин является наличие в них чужеземцев. Основываясь на широкой летописной базе, на множественных археологических свидетельствах историками были сделаны любопытные выводы, полностью опровергающие доводы о скандинавском засилье в дружинах русичей. Так, в IX - XI основное количество иноземцев среди воинской касты заполнялось скандинавами и их число было не таким большим - 4% от общей суммы, а от не славянских народов - 13%. Причем, наиболее любопытно то, что с середины XI века скандинавские дружинники перестают иметь большинство из этноопределенных народов. Их место начинают занимают тюрки (Клейн Л., Лебедев Г., Назаренко В. Норманские древности Киевской Руси на современном этапе археологического изучения / История связей Скандинавии и России (IX - XX вв.), Л., 1970, стр.: 239 -246, 248-251 ).
    Несколько слов следует сказать и о комплексе вооружение славянских дружинников. Он великолепно характеризуется выдержкой из Лаврентьевской летописи относящейся к 1176 году, приведенной в монографии Кирпичникова А. Н.: "Выступи полк из загорья, все в бронях, яко во всякомъ леду".
    Главным видом источников для определения комплекса вооружения дружинников служат археологические находки, а именно курганные захоронения. На их основе можно реконструировать средний тип вооружения, приходящийся на X - XIII века. Первоначально основным видом брони, как назывались ранее доспехи на Руси, являлась кольчуга (кольчатая броня), постепенно кольчуги приобрели дополнительную защиту - чешуйчатую броню поверх колец основной брони. К концу XII - началу XIII веков в достаточно широкое распространение вошли и другие формы брони, одеваемые, либо нашитые поверх кольчуги (зерцало, панцири и т.д.). Помимо этого в комплекс брони славянских дружинников входили наручи и поножи, кожаные чешуйчатые панцири, что нередко имели и отдельную защиту для ног. Голову воев венчали шлемы (шеломы), которые претерпевали некоторые изменения на протяжение веков. Уже первоначально древнерусские шеломы имели свою своеобразную коническую форму, которая заканчивалась острым навершием. Постепенно шлемы, многие из которых имели наносники, приобрели бармицу - кольчужную защиту, опускавшуюся на шею и плечи. Широкое распространение получили полуличины и личины, полностью, либо отчасти скрывавшие лицо дружинника, защищавшие его от клинковых ударов и летящих стрел. К защитному комплексу дружинника относились и щиты, имевшие каплевидные, удлиненные формы и обычные - круглые. Все щиты имели стальную, либо кожаную окантовку и умбоны (стальные чаши, крепившиеся в центре), форма которых была как полусферическая, так и коническая - наподобие формы шеломов. Все это укрепляло сам щит, а заодно продлевало и его долговечность в бою.
    Среди оружия славянских дружинников постепенно вырисовался определенный комплекс, который можно представить следующим образом:
    легковооруженный пеший дружинник - лук, стрелы, две, три сулицы (короткие метательные копья-дротики), меч, либо топор, щит (не во всех случаях);
    тяжеловооруженный пеший дружинник - копье (разной длины), меч, либо топор, щит (каплевидный, либо круглый с большим диаметром окружости);
    легковооруженный конный дружинник - лук, стрелы, топорик, меч, либо сабля (сабля появляется в комплексе вооружения уже в конце X - начале XI веках), щит;
    тяжеловооруженный конный дружинник - копье, меч, либо сабля, щит.
    Со временем, к XII веку в комплекс вооружения входят кистени, самострелы, тяжелые топоры, появившиеся во времена борьбы с немецко-литовскими захватчиками, более тяжелый топор без труда пробивал прочную броню, а заодно нижней, загнутой частью помогал стаскивать рыцарей с седла на землю, где они были наиболее уязвимы. Особенностью вооружения является неоднородность распространения оружия. Так, к Северу чаще использовались соответственно топоры, а к Югу земель Руси - лук и стрелы, копья и сабли. Данные особенности обусловлены тем, что вооружение и броня противников славян на Севере и на Юге отличалась, посему для борьбы с европейскими рыцарями был выбран топор, а для противостояния кочевникам - вышеперечисленные виды оружия. Таким образом, средний вес полной брони ратника составлял от 13 до 16 килограмм. Важно и то, что славянские дружинники все свое снаряжение одевали лишь непосредственно перед сечей, до того же везли его в обозах, либо за седлами лошадей.
    Славяне, основой организации которых был родоплеменной строй, главным образом, вплоть до IX века сражались пешими. Источники (как арабские, так и византийские) свидетельствуют о том, что военный строй появляется у них в соответствие с потребностью, лишь при появлении тесного контакта со степными народами. Ибо тогда дружинник вышли в поле, где вступать в бой неплотным строем, скопом, либо устраивая засады и западни - было неразумно. C X века конь становиться для воина не только распространенным средством передвижения, но начинает применяться в боевых действиях. Именно тогда, конная дружина приобретает роль решающей силы в определении исхода сражения, но на Севере, где природные условия не позволяли действовать на больших пологих пространствах, дружинники продолжали биться с ворогом пешим строем.
    Главное в итоге боя было не истребить противника, а обратить его в бегство, сломить его сопротивление. Посему вои стремились захватить стяг ворога, вокруг которого он группировался, а с падением стяга рядовые вои не могли определить место нахождение центра своего войска, либо полка. Начало сечи обычно знаменовалось стрельбой лучников, который засыпали супостата тяжелыми и легкими стрелами, не давая ему продыха. Далее, при его приближение в ход, помимо стрел шли сулицы, которые ежели не находили живой цели, то тяжестью оттягивали щиты противника к земле, и он был вынужден их бросать. Затем шли плотные ряды копейщиков, стоявших так близко друг к другу, что между щитами не было промежутков, об такой строй - стену, состоящую минимум из трех рядов, разбивались не только конные кочевники, но и европейские рыцари. Потом в ход шло рубящее оружие - топоры, мечи, сабли, помимо этого кистени, булавы и т. п. Нередко сеча переходила в рукопашную схватку, когда вои использовали ножи, маленькие топорики и кулаки. Для решающего удара в сече к концу XII началу XIII века воеводы активно начали использовать конные полки, что были более маневренны. Такова была общая картина тактики и стратегии ведения боя славянскими дружинниками.
    Подытоживая сказанное, следует выделить, что славянская дружина с самого начала своего существования имела строгий порядок и внутреннюю, слаженную структуру. На протяжении десятков лет она вбирала в себя все лучшее в технике и тактике боя, что могла видеть, имея тесные взаимоотношения с народами Европы и Азии. Впоследствии, это позволило ей стать одним из образцов войска периода раннего средневековья, оставившего после себя достойную летопись славных побед.

    Список литературы:

    [1]. ПСРЛ, т.: 1, 2, М., 1989
    [2]. Беляев И. Д. Рассказы по русской истории, кн. 1, М., 1861
    [3]. Дьяконов М. А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси, 2-е изд., Спб., 1908
    [4]. Рыбаков Б. А. Первые века русской истории, М., 1964
    [5]. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества, М., 1976
    [6]. Котенко В. Д. Восточнославянская дружина и ее роль в становлении княжеской власти, Харьков, 1986
    [7]. Арциховский А. В. Русская дружина по археологическим данным / Историк Марксист, 1939/1
    [8]. Алешковский М. Х. Курганы русских дружинников XI - XII / Советская Археология, 1960/1
    [9]. Горский А. А. Древнерусская дружина, М., 1989
    [10]. Культура средневековой Руси, под ред.: Кирпичникова А. Н., Раппорта , Л., 1974
    [11]. Кирпичников А. Н. Военное дело на Руси XIII - XV вв., Л., 1976
    [12]. Амельченко В.В. Дружины Древней Руси, М., 1992
    [13]. Клейн Л., Лебедев Г., Назаренко В., Норманские древности Киевской Руси на современном этапе археологического изучения / История связей Скандинавии и России (IX - XX вв.), Л., 1970
    [14]. Седов В. В. Восточные славяне в VI - XIII вв., М., 1978
    [15]. Этимологический словарь русского языка, том 1, М., 1965
    [16]. Данилевский Н.И. / Лекции по истории Древней Руси.

Никто кроме нас.

2 Отредактировано Святослав Рус (29.12.2009 14:28)

Re: Славянская дружина

SkiФ пишет:

Какое именно оружие запрещено было носить? Мне это правда интересно я без претензий спрашиваю, или иронии. Просто подумал мечи на Руси почти не ковали в основном покупные были, и не по тому что не умели а просто не особо любили... И так к сведению  первые жиды как народо-население на Руси появились приблизительно в веке 14-15 ( И как этот момент принять без религии? smile ). Точнее на территории Польши а потом и Украины. А в Россию вообще после Петра 1 добрались. И ещё с жидами и антисемитизм всегда мигрировал (видно заслужено) так что они не были в числе правящих , в городах жили только в своих гетто и передвигались по стране ограниченно.

Вот и из новомодных писателей славянин Озар Ворон (В миру Лев Прозоров, возможно у него и ещё есть каконить мирское славянское имефамилие) всё-таки в двух своих произведениях "Святослав Храбрый" и "Кавказская Русь" прямо-таки бодро отстаивает первенство Славян в изготовлении  клинков высочайшего качества. В чём я с ним согласен.

Вот:
"Впрочем арабские авторы сообщают, что мечи производят сами русы ..."
"Потому как найдено уже два клинка со славянскими именами мастеров ... "
"Но потом учёные научились очищать клинки от вековой ржавчины и на лезвии ... проступили буквы гласившие "Людота коваль"

"народонаселение":
я ж про иудейских воевод не писал, что это предводители еврейского народа населяющего Русь (это ж надо такую формулировку выродить smile ), а именно иудейские военначальники, имея ввиду военначальники-поджидки (в присяге евреям-миссионерам, архиепископ Жидята, например)

Я В Е Н Б О Ж.
Царь Волхов Ладогович
http://slav-vesti.su/

Re: Славянская дружина

Харьков. Карачёвка. Донецкое городище.

"Население Донецкого городища и селища занималось различными ремеслами. На первом месте стояло получение и обработка железа — основного материала для изготовления орудий производства и предметов домашнего обихода. В городе Донце пока не обнаружены сыродутные горны для получения железа, но найденные на селище куски железной руды, шлаки, железные крицы и разнообразные изделия из железа убедительно свидетельствуют о существовании древнего металлургического производства.
Способ добывания болотной руды в эпоху Киевской Руси, вероятно, мало чем отличался от способа, бытовавшего в XVI—XVIII веках. Руду добывали прямо с поверхности киркой, промывали в лозяных кошах, через щели которых просачивался ил, а чистая руда оставалась. Потом руду просушивали, дробили и засыпали в сыродутный горн, где и происходил процесс восстановления из нее железа. Устройство древнерусских горнов позволяло сделать лишь одну плавку, так как для извлечения из него железа необходимо было разобрать верхнюю его часть или же разрушить все сооружение. Подобные сыродутные горны существовали в течение длительного времени, пока не появились первые доменные печи. Древнерусские кузнецы изготовляли изделия производственного, бытового и военного назначения, что требовало особых знаний и опыта. Поэтому в древнерусских городах кузнечное дело было дифференцированным. Письменные источники XII века упоминают «оружейников», «гвоздочников», «щитников». Отдельные кузнецы, очевидно, занимались изготовлением кольчуг. По всей вероятности, такая же специализация существовала и у ремесленников древнерусского города Донца. "

http://tvoj.kharkov.ua/history/hst.php?r=19

Я В Е Н Б О Ж.
Царь Волхов Ладогович
http://slav-vesti.su/

Re: Славянская дружина

Хочу добавить, что таким способом как раз и получается ферритно-цементитная структура железа обеспечивающая одновременно и твёрдость и пластичность клинка. Такую сталь привыкли именовать дамасской или булатной. Стоит ли доказывать качество такого клинка?

Значит подведу итог.
Вполне верно, что всё-таки мечи.

А если и топор. Думаю врядли русич в период молодого апартеюда мог перемещаться по своей(!!!) земле с топором на перевязи беспрепятственно.

Я В Е Н Б О Ж.
Царь Волхов Ладогович
http://slav-vesti.su/

5

Re: Славянская дружина

RUS пишет:

Вот и из новомодных писателей славянин Озар Ворон

Даже не знаю как это комментировать, писатель это не археолог и не историк , правда?
К сожалению НАШИ клинки ковали мало . Самая распространённая на то время  модель это каролинг ,
их везли из западной Европы и стоили они больших денег .
Топор не хуже меча, а доспехи пробивает даже лучше
Так и не прочитал ответ на вопрос, так какое именно оружие было запрещенно носить?
По поводу жидовских воевод . Хватит смешить. Православная церковь всегда в контрах с евреями была, и среди жидов христиан нет.

Re: Славянская дружина

Я ж писателя в пример привёл "вот смотри, даже супротивники согласны".
Ну ты сам подумай - везти на продажу клинок. Вес немалый. Да ещё и имеет обыкновение ржаветь (товарный вид однако).
А что до археологических находок, то  на территории Киевской Руси найдено - 11, В Эстонии - 7, в Литве - 5, в Латвии - 22, в землях балтийских славян - 30, а в Швеции - аж один.

Я В Е Н Б О Ж.
Царь Волхов Ладогович
http://slav-vesti.su/

7

Re: Славянская дружина

Сам удивлялся когда узнал что привозные. Ну тут надо на оборот восхищаться торговыми связями Русов. И рентабельность  значит была такой что можно было везти .
Могли ли беспрепятственно перемещаться с топором ?
Топор был элементом нац.костюма у многих Славянских племён , и до сих пор таким остаётся.
Так что было под запретом , мечи и топоры?

Re: Славянская дружина

SkiФ пишет:

По поводу жидовских воевод . Хватит смешить. Православная церковь всегда в контрах с евреями была, и среди жидов христиан нет.

Точно. Эта контра как раз и выгодно в войнах уничтожала славянское население. Эта ж контра для того и существует.

Вспомним ещё Палестину. И иудейско-исламское противостояние. Вот это уже действительно смишно.

Это ж естественно. Братья иногда дерутся. Известны многочисленные случаи когда братья внутри семьи хотят даже грохнуть друг друга. А это происходит тогда, когда сконцентрирован общий отцовский и материнский капитал и он является местом соревнования.

Тут есть и ещё такое обстоятельство, которое является доказательством. Они понимают, что изничтожать друг-друга Иегова Яхве Саваофу т.е. нынешнему ихнему Амону Ра не нужно. А почему? Посмотрите внимательно – у них очень странная мочиловка ни одна из сторон не идёт на полное истребление друг-друга. Всем конечно больно, но ровно  на столько, чтобы дальше могли жить, причём вместе. Концентрация кланов рядом. Там трясётся "стена плача", бьются головой о стену, а рядом от этих дробовых ударов подпрыгивают половики мусульман в их золотом храме, где они поклоняются ослу, который вёз самого Магомада. Заметьте, этот "мотоцикл" присутствует и у Христа. Осёл, можно сказать, это мощь.
    Если иудеи "гонят" на Иисуса  говоря в писаниях "что хорошего может быть из Назарянина?" И мы говорим – "тамбовский волк тебе товарищ". Но это ж не значит, что славянин из Тамбова такой уж плохой. Тут как раз объясняется, что корешок то у них один.

Не восприми это за "разговор о религии", пусть это будет, ну, например - генеология smile

Я В Е Н Б О Ж.
Царь Волхов Ладогович
http://slav-vesti.su/

9 Отредактировано Святослав Рус (29.12.2009 15:30)

Re: Славянская дружина

SkiФ пишет:

Так что было под запретом , мечи и топоры?

Запретом был Родострой. Это стратегическая задача. А разоружение - будь то меч, топор, кистень, нагайка и другое оружие, способное противостоять агрессору, было тактическим ходом.
Великий Князь и князья краевые по всей Руси уже являлись – Монахами во миру, а многие принимали полное прямое служение сливая меж собой церковный вид иудо-христианского порабощения Славянского народа и мирские виды порабощения.
Так собственная же знать, боярство, княжество, Белый Царь, он же – Великий Князь – стали для Руси, немедленно после крещения, – главной опорой развития семитских туристов на чужой земле!

Я В Е Н Б О Ж.
Царь Волхов Ладогович
http://slav-vesti.su/

10

Re: Славянская дружина

Я не буду на это отвечать , потому что это уже пустой трёп , Я не могу говорить что не было насаждения веры, но и у вас доказательств тотального террора нет.
Лично Я двуевериц мне по душе обе религии , обе исповедовали мои предки ,одну раньше вторую позже. Зная свой характер, и характер своих дедов и прадедов, понимаю что насильно никто бы не их не меня ни в чём убедить не смог бы.
всё дальше пошла религия....

Re: Славянская дружина

Да какая вера?
Какое насаждение?
Простая коммерция.
Товар - Народ.
Продаватели - Родные начальники.
Покупцы - Семитские купцы.
Валюта - Безнаказанность.

И никакого пустого трёпа.
Обычная война.
С одной стороны - жизнь.
С другой - смерть.
Кто кого.

Двоеверец...
Печально.

Я В Е Н Б О Ж.
Царь Волхов Ладогович
http://slav-vesti.su/

12

Re: Славянская дружина

SkiФ пишет:

Даже не знаю как это комментировать, писатель это не археолог и не историк , правда?

Ну Прозоров помимо всего еще и кандидат исторических наук.

Никто кроме нас.

13

Re: Славянская дружина

tiger1 пишет:

Ну Прозоров помимо всего еще и кандидат исторических наук.

Да, и специализация у него как раз славяне.

Epistula non erubescit

14

Re: Славянская дружина

Благодарю автора за создание такой темы. Особенно понравилось, что везде есть источники, ссылки на официальные научные труды. Теперь можно всех сторонников нормандской теории за пазуху засунуть по полной программе. Ибо их последний аргумент "А где источники твоих сведений?" не прокатит.

15

Re: Славянская дружина

Небольшое дополнение, думаю может развернуть тему дальше. Существует еще несколько названий славянского дружинника.

Ратник – происходит от слова рататься (сражаться, биться и тд). Еще в сказках сохранилось разговорное биться-рататься. Змей Горыныч говорит богатырю «Где тебе со мной биться-рататься, мужик деревенщина». Другое звучание слова ратник – ратаи. «Тогда по Руской земли ретко ратаеве кикахуть» так написано в «Слове о полку Игореве». Однако там же упоминается и другое значение, «То было в ты рати и в ты полкы, а сицеи рати не слышано».
Также упоминается ратное поле, например у Пушкина в «Руслане и Людмиле». Рать - обозначение войска или полка. Исходя их этого следует, что ратник человек идущий или участвующий в битве или сражении. К классификации отношение имеет, вероятно, с более позднего периода. В доказательство все тоже «Слово» «Почнем же, братие, повесть сию от стараго Владимера до ныняшнего Игоря, иже истягну умь крепостию своею и поостри сердца своего мужеством, наполнився ратнаго духа, наведе своя храбрыя полкы на землю Половецькую за землю Руськую».

Бронник – более правильно будет бранник – от слова брань (битва, сражение, война). Поле бранное – поле сражение или битвы. Исходя их этого следует, что ратник человек идущий или участвующий в битве или сражении. Бронниками на Руси называли кузнецов-оружейников, создававших пластинчатые доспехи. Дружинник в пластинчатом доспехе (в броне) позднее назывался бронник.
Воин – еще более поздний термин. В славянских и древнерусских текстах пишется вои. «Игорь к Дону вои ведет». Псевдо-Кесарий сообщает, что славяне «перекликаются волчьим воем». С термином вой перекликается термин воевода. Воин это современная транскрипция, адаптация исторического термина к современному языку. А попросту подмена термина.

Ражник – (термин не утвержденный исторической наукой, употребляется лично мной) человек входящий в боевой раж на поле битвы или в поединке. Проводить параллель со скандинавскими берсерками не стоит. Берсерк в приступе ярости терял контроль над собой, грыз край щита, с рычанием бросался на противника, согласно сагам. Слово берсерк переводится по-разному, медвежья шкура например. Вооружен берсерк скорее всего был топором, реже мечем.
Ражник настраивался на раж и вероятно раж напоминал боевой танец. Вооружен такой вои был в большинстве копьем или тремя. Одно копье металось, другим вели бой, третье запасное, ведь при хорошем ударе можно пробить щит и копье застрянет в дереве или в коже щита. Бой с копьем требовал от человека большей сноровки и умения. Удар быстрый, как бросок змеи, в ноги, лицо, правое плече. В древнерусской истории сохранилась преемственность, термин ра(о)жно(а) – наконечник копья. В литературе тоже прослеживается преемственность «Лезть на рожон», «Какого рожна ты туда полез».