1

Тема: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

Толчком к созданию этой работы
послужило знакомство с преданием о
происхождении даосского тайного клана
Спокойных, или Шоу Дао. В изложении
А. Н. Медведева оно звучит следующим
образом.
Клан Шоу Дао, или Ветви Дерева, как
он первоначально назывался, начал свою
историю на территории, прилегающей к
современной Дании. Именно отсюда
двинулась в поисках лучшей доли
небольшая группа людей,
объединявшаяся вокруг культа Дерева. В
ходе длительных странствий Ветви
Дерева добрались до Индии, где и
обитали достаточно длительное время.
По пути они впитали в себя
представителей многих народов.
Обогатились они и знаниями этих
народов.
В Индии клан оказался втянутым в
тяжелую войну. В результате Ветви
Дерева разделились. Часть народа ушла
в Египет, другие же двинулись в Китай.
Именно здесь, в Китае, впитав новые
элементы и новые представления,
окончательно сложился даосский клан
Шоу.
И именно верования Шоу стали той
основой, из которой позже вырос
даосизм в своем классическом
выражении. Тот даосизм, который для
нас ассоциируется с «Даодецзин», Чжуан-
цзы и Ле-цзы.
http://moldo.org/2nd.php?idm=3&ida=56

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

2

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

Начать следует с того, что китайская
цивилизация, складывавшаяся в течении
I тыс. до Р. Х., аккумулировала в себе
несколько региональных цивилизаций.
Наиболее весомый вклад внесли две из
них – так называемая «центральная», или
царство Чжоу, и «южная», или царство
Чу. При этом основная роль, роль
стержня складывающейся китайской
цивилизации, принадлежала именно
царству Чжоу, располагавшемуся в
бассейне реки Хуанхэ.
Царство Чу располагалось в Южном
Китае, к югу от реки Янцзы. Жителей Чу
остальные «китайцы», и прежде всего
чжоусцы, воспринимали как «южных
варваров», и подчеркивали странность
их обычаев. И даже после завоевания их
и вхождения в общекитайскую
цивилизацию они ассимилировались
долго и трудно.

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

3

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

Дальше начинается самое интересное.
По словам М. Е. Кравцовой (ее работу
«Поэзия Древнего Китая» я очень
рекомендую всем интересующимся),
«поясним, что в современной синологии
является в целом общепринятым считать
даосизм порождением именно культуры
Чу» (Кравцова 1994: 68). Таким образом,
вопрос о происхождении даосизма
упирается в вопрос о происхождении
царства Чу.
Как же возникло царство Чу?
Разумеется, процесс это был сложный, и
участвовало в нем достаточно много
персонажей. Но, по общему мнению
большинства ученых, одним из главных,
если не главным компонентом, опять
таки был… какой-то индоевропейский
народ (или народы)! Цитируя ту же М. Е.
Кравцову, царство Чу, или «южная
субтрадиция являлась скорее всего
последней из экспансионистских волн,
появившихся в древнем Китае. Здесь
наличествуют многие детали,
указывающие на индоевропейское
происхождение чуссцев» (Кравцова 1994:
224).
Итак, предание клана Шоу
подтверждается и с этой стороны.

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

4

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

В качестве такого нового источника
выступает мифология, история и
этнография крайне интересной группы
народов Южного Китая и соседних
территорий, наиболее известных под
именем мяо-яо. Сделать это возможно, в
первую очередь, благодаря работам
выдающегося советского исследователя,
крупнейшего специалиста в этой
области – Р. Ф. Итса.
Кто же такие мяо-яо? И почему их
можно использовать в качестве
источника сведений о происхождении
царства Чу?
Мяо-яо, так же как и родственные им
ицзу, являются потомками древнего
народа который китайские источники
обозначали как мань-и, или «южные
варвары». Наряду с юэ, мань-и
составляли самую заметную группу
населения Южного Китая в I тысячелетии
до Р. Х. При этом, жителей Чу китайские
авторы тоже относили к мань-и, полагая
их родственными народами. Да и сами
чуссцы именовали себя мань-и (как,
например У-ван, правитель Чу: «я
принадлежу к варварам мань и и» (Сыма
Цянь1987: 184)).
И, хотя термин мань-и иногда мог
иметь расширительное значение, можно
проследить, как я постараюсь показать
ниже, определенные закономерности
даже в случаях расширительного
использования термина.
В работах Р. Ф. Итса приводятся
гипотезы ряда исследователей (Эркес,
Хирт, Чжан Ци-юнь), полагающих, что
чуссцы являются предками мяо-яо (Итс
1972: 151). Сам же Р. Ф. Итс склонен
считать население Чу смешанным,
включавшем, помимо мань-и, и другие
народы. Поэтому, по его мнению, в
этногенезе мяо-яо участвовало не
вообще население Чу, а именно «чусские
мани» (Итс 1972: 172).
Из работ Р. Ф. Итса можно привести
много свидетельств тесного родства
предков мяо-яо и жителей Чу. Но я
ограничусь цитатой одного китайского
автора XVI века, Гуан Лу, который писал,
что «Мяо – единое целое. Женщины не
говорят по-китайски. Знают песни
Чу» (Итс 1972: 151). Также, Р. Ф. Итс
видел «аналоги поэзии Цюй Юаня (по
китайской традиции, автора «Чусских
строф» - А. Р.), особенно «Цзюгэ», и
эпических произведений ицзу и мяо» (Итс
1972: 151).

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

5

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

Мань-и создали еще ряд государств,
располагавшихся в целом западнее Чу.
Из них наибольший интерес
представляют собой царства Ба и Шу, и
возникшее позже на их основе Дянь.
Население этих царств, очевидно, также
включало индоевропейский компонент
(см. Итс 1976: 10).

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

6

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

Из представления о «северном пути»
исходит и автор чрезвычайно интересной
и ценной работы «Историческая
энография народов Индокитая», Я. В.
Чеснов.
Я. В.Чеснов подробно аргументирует, в
частности, индоевропейское
происхождение культа центрального
божества мяо-яо и их первопредка -
пятицветной собаки Паньху (Чеснов 1976:
162-168). В этой связи он обращает
также внимание на чрезвычайно
любопытный народ, упоминаемый в
китайских письменных источниках –
цюаньжуны, или «собачьи жуны». Жуны,
к сожалению, тоже требуют отдельного и
обстоятельного разговора.
Р. Ф. Итс также полагает, что миф о
Паньху «трудно принять за
китайский» (Итс 1971: 138). Вполне
согласна с ним и Э.М. Яншина (1984:
121, 127-129), отмечая, что имя Паньху
(Паньгу) неизвестно китайской
античности и появляется в ряде
памятников III-V вв. н. э. А источником
его является этногенетическая легенда
"южных варваров".
Интересно, что в собственно китайской
мифологии с Паньгу связан миф о
сотворении мира. В нем Паньгу теряет
свой характер предка "южных варваров".
Э. М. Яншина полагает, что
космогоническая легенда о сотворении
мира Паньгу является компилятивной,
несет черты позднего оформления и
появляется только в
позднесредневековых китайских
источниках (1984: 121, 127).
Здесь возникает вопрос, который,
насколько мне известно, никем не
задавался. А именно - почему как раз
Паньгу, персонаж не-китайский
изначально, был избран в качестве
творца мира?
На мой взгляд, ответ кроется в
посредничестве даосизма.
Именно в даосизме огромную роль
играет "персонифицированный
первозданный хаос (олицетворенный в
образе самого космического Лао-цзы и
первопредка Паньгу)" (Торчинов 1982:
107).
То есть, как раз даосизм уделяет
большое внимание космогонии (при
малом вообще интересе к этому
китайской мифологии (Яншина 1984:
121-129)), создавая даже образ Лао-цзы
как персонифицированного
первозданного хаоса. И именно даосизм,
вырастая из мифологий "южных
варваров", тянет за собой и Паньгу.

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

7

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

Что еще интересно, обращение к
культу Паньху (и цюаньжунам) увязывает
в одну проблему этногенез мань-и и
этногенез современных корейцев -
населения государства Когуре. Так, Я В.
Чеснов пишет, что «у корейцев
существует ритуальное поедание собак в
особо торжественных случаях. При этом
собака обязательно должно быть
удушена (чтобы не пролить и капли
крови; это обличает ее некогда тотемный
характер). Такой ритуальный характер
поедания собак сближает корейцев не с
китайцами, а с населением Юго-
Восточной Азии, причем не всей, а
главным образом Восточного
Индокитая» (то есть, теми же мяо)
(Чеснов 1976: 162). Добавлю, что в
«Боучжи» приводится по поводу дун-и
(«восточных иноземцев», т. е. народов,
принявших участие в этногенезе
корейцев), этногенетический миф о
«собаке Ху, которая родила
яйцо….» (Кюнер 1961: 221).

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

8

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

В этой же работе она пишет, что мотив
"мирового яйца" был очень популярен в
древней Индии; в Китае же известен, но
не столь популярен (1979: 111).

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

9

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

Однако не могу не упомянуть здесь
хотя бы еще одну параллель. Р. Ф. Итс
приводит в работе «Золотые мечи и
колодки невольников» очень интересное
предание о том, что именно жители Ба
помогли в свое время Чжоу свергнуть
власть династии Шан-Инь. В этом
предании народ Ба описывается как
конный народ (причем кони у них
«потеют кровью» (!)), люди с белой
кожей и своеобразной прической.
Прическа эта – в виде пучка волос,
собираемого на макушке и
завязываемого, имела ритуальный
характер (Итс 1976: 6-15).

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

10

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

тут не можна не згадати однорогих песиголовців

В дальнейшем подобная прическа, «в
виде рога», продолжала оставаться
отличительным признаком как мань-и,
так и их потомков вплоть до наших
дней. Так, подобную прическу –
«тяньпус» (вместилище небесного духа),
а также целый цикл мифов и верований,
связанных с тяньпусом, мы
обнаруживаем у народа ицзу (Итс 1976:
9). Согласно мифам ицзу, тяньпус
отражает память о «рогатом предке»
этого народа. В качестве такового,
очевидно, выступает мифический герой
китайской мифологии - Чи-ю
(изображался с рогом на голове). Он,
согласно варианту Юань Кэ, «привлек на
свою сторону мяо и восстал против
Хуань-ди. Потерпев поражение, «братья
Чи-ю» бежали на юг». И интересно, что в
мифологии мяо есть близкие мотивы
(Итс 1972: 138-139).

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

11

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

В этой же связи стоит упомянуть, что
клан Шоу именовал себя также
Бессмертными. Между тем, именно к
территориям восточнее Китая восходит
культ бессмертных существ (Кравцова
1994: 76). Именно по поводу "восточных
иноземцев" китайские источники
сообщают, что «неумирающие люди
живут на восток от Цзяоцзин» (Кюнер
1961: 130).

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

12

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

Помимо того, он пишет о том, что собака
в мифологии мяо-яо трактуется как
существо водной природы. Параллель
такому пониманию он видит в Авесте, у
индоиранцев, также как и образу собаки
в качестве стража загробного мира – «на
Дальнем Востоке подобные
представления не выражены» (Чеснов
1976: 168). В самом имени Паньху,
второй компонент, «ху», означает Запад,
и вообще вещи, связанные с Западом.
Чаще всего термин «ху» употреблялся по
отношению к Ирану (Чеснов 1976: 168).
В свою очередь, М. Е. Кравцова также
отмечает ближневосточные связи
населения Чу. Очень важно здесь
упоминаемое ею сходство чусского
искусства и изображений на каменных
ритуальных сосудах с территории Элама
начала II тыс. до Р. Х. (Кравцова 1994:
70).
Очень интересна также интерпретация
некоторыми современными китайскими
учеными сведений Сыма Цяня о титулах
правителей Чу – «сюн» и «ао». Эти
исследователи, сторонники западного
происхождения чуссцев, сопоставляют
данные титулы с иранским и
древнеперсидскими языками (Сыма Цянь
1987: 285).
Эти факты увязывают происхождение Чу
и мань-и с Ближним Востоком, и, в
частности, с территорией Ирана.
Вспомним, что именно на территории
Ирана (точнее, Загроса) помещает и
прародину тохаров А. Ковалев (2004:
268). Развивая идею У. Б. Хеннинга
(1978), он отождествляет тохаров и
кутиев. Археологические следы миграции
из Загроса в Китай во II тыс. до Р. Х. он
полагает несомненными.

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

13

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

Отправным толчком для того, чтобы
связать вопросы происхождения мань-и,
Чу, и в конечном итоге, даосизма, с бон,
послужило упоминание в одной работе
Л. Н. Гумилева о том, что мяо-яо
исповедуют…. бонпо.
Сегодня для ученого нет лучшего
способа дискредитировать свою работу,
как сослаться в каком-то вопросе на Л.
Н. Гумилева. И все же я решил
проверить это утверждение.
И обнаружились очень интересные
данные. В работе Р. Е. Пубаева,
посвященной анализу тибетской
исторической хроники «Пагсам
Чжонсан», приводится интересные
сведения об основных (с точки зрения
автора трактата) религиях Китая. По
мнению этой тибетской хроники,
«буддизм подобен солнцу, бонпо,
получившая начало от учителя Лоу-
Чжуна, подобна луне, и конфуцианство
подобно звезде» (Пубаев 1981: 207).
Интригует в данном случае отнесение
бонпо к числу основных религий Китая.
Р. Е. Пубаев в конечном итоге приходит к
выводу, что «вероятнее всего, под
«бонпосским учением» имеется в виду
даосизм, тогда как бонпосский учитель
Лоу-чжун – не кто иной, как Лао-цзы» (!).
Очевидно, что автор этого трактата имел
куда лучшее представление о бонпо, чем
мы, и уж коли сблизил его с даосизмом,
под этим что-то скрывается.
Значимо здесь и сопоставление бонпо с
луной. Некоторые современные ученые
(в основном китайские), выдвинули
предположение, что "учение
"Даодэцзин", как и "И цзин", коренится в
почитании луны как женского
божества" (Торчинов 1982: 100).

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

14

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

Единорог заставляет нас опять вспомнить
о ритуальной прическе мань-и, и таком
интересном персонаже китайской
мифологии, как Чи-ю. Но сюда же
следует добавить - индуистское
божество (в том числе - плодородия)
Вишну - "хранителя мира",
персонификацией которого служил, в том
числе, вепрь с одним рогом (Волчок
1970: 30). Заметим, что и в китайской
мифологии существовало представление
о Гигантском вепре как символе
плодородия (Кравцова 1994: 189).
Впрочем, можно сказать, что именно
рогатые божества лучще всего
демонстрируют и подтверждают
высказанный выше тезис - о дравидском
влиянии на Южный Китай в целом и его
роли в формировании даосизма, в
частности.
Рогатые божества, и конкретно - бык

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

15

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

Здесь следует сказать и о том, что
даосская традиция, очевидно, была
теснее связана с почитанием быка. По
любезному сообщению М. Е. Кравцовой,
Лао-цзы уезжает на Запад... верхом на
быке. Таким образом, бык, как ездовое
животное Лао-цзы, может быть
сопоставлен с быком, как ездовым
животным (ваханой) Шивы. И следует
иметь в виду, кстати, что бык в
мифологиях древней Месопотамии,
Ирана, Средней Азии и Индии - символ
"прежде всего лунного божества" (Мифы,
т.1: 203). Шумерский Нанна, бог Луны,
сопоставляется с Шивой, и "символ
Шивы - Луна" (Кузнецов 2001: 60).

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

16

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

звепніть увагу на філіпінськіх жінок та їхні пісні (див. Солоний гопак Петущака)

Продолжая тему быка, отметим, что бык
позволяет не только обнаружить
культурный импульс, стартовавший с
территории Индии (вероятно, около
середины II тыс. до н.э.) и достигщий
Южного Китая, но и проследить его
движение дальше на восток (как и было
предложено в первой части статьи).... до
Филлипин.
А именно, у бонток, одной из горных
народностей о. Лусон (Филлипины),
существует культ буйвола и свиньи
(вспомним такой персонаж преданий Шоу
как Мудрая Свинья (!)). При этом, у
многих других народов Филлипин буйвол
либо вообще неизвестен, либо
используется очень ограниченно.
Поэтому, по мнению Фюрер-
Хаймендорфа, именно бонток и другие
горные народы Лусона принесли буйвола
и его культ в середине II тыс. до н.э
(Мешков 1968: 62).

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

17 Отредактировано Xvojda (25.04.2015 01:02)

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

Вочевидь песиголовці з одним оком, ногою і рогом - люди з включеною правою півкулею і непрацюючою лівою. Тобто місячні істоти.

В завершение этого вопроса
остановлюсь на том, что и "Пань-гу
иногда рисовали с солнцем в одной руке
и луной в другой" (Мифы, т.2: 282). В
объяснение этого приводится легенда о
том, что Пань-гу, когда творил
вселенную, "неверно расположил солнце
и луну".
Информация очень любопытная. На
китайских изображениях солнце
помещается слева (на стороне "ян"), а
луна - справа (на стороне "инь"). Это
отражает характерное для китайской
мифологии представление о главенстве
солнца над луной. Как отмечают
исследователи, в китайской мифологии
лунарные мифы явно беднее солярных
(Мифы, т.1: 654).
В Иране и у дардов, как мы видели,
картина обратная - луна находится слева.
Но и "танцор Ба", выбиваясь из
китайских изображений, левой ногой
попирает именно луну.
Поэтому, возможно, что "путаница Пань-
гу" связана как раз со сменой положения
солнца и луны при ассимиляции этого
мифа китайской мифологией

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

18

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

Алексей Романчук.

Данная статья представляет собой
сокращенный вариант работы «Миграции
индоевропейцев и происхождение
даосизма». Основные выводы этой
работы были представлены на
конференции «Антропологические
исследования в Молдове» (28 ноября
2004), организованной университетом
Высшая Антропологическая Школа
(Кишинев), а также в докладе
"Происхождение даосизма и внешние
культурные импульсы" на конференции
"II Торчиновские чтения" (Санкт-
Петербург, 17-19 февраля 2005). И,
пользуясь случаем, хочу выразить
искреннюю благодарность Марине
Евгеньевне Кравцовой за дружескую
поддержку и неоценимую помощь
литературой, советами и критическими
замечаниями.

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

19

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

Гість Бі-Бі-Сі:
яхтсмен, який
обійшов світ
http://www.bbc.co.uk/ukrainian/indepth/ … e_is.shtml

Гостем інтерактивної програми Бі-Бі-Сі 13
липня був яхтсмен Валерій Петущак,
який здійснив подорож довкола світу.
Валерій Петущак мріяв про подорожі "без
Сенкевича" ще за радянських часів, коли
на яхті поплавати було майже
неможливо, і зараз надолужує втрачений
час із лишком. Разом із дружиною він
обігнув усю земну кулю на власній яхті
"Лелітка", що забрало в них близько
чотирьох років (1994-1998 рр.).
Під час подорожі їм довелося і боротися з
митниками різних країн, і ховатися від
піратів, і дружити з аборигенами різних
країн. Доводилося також і лікуватися від
різних хвороб власноруч, радикальними
способами!
Валерій Петущак відповідав на запитання
Світлани Пиркало та слухачів Бі-Бі-Сі.

Бі-Бі-Сі: Чи правда, що полінезійські маорі
вишивають українським стилем, а один з
їхніх вождів як дві краплі води схожий на
отамана Сірка?

В.Петущак: Є в Окленді, в Новій Зеландії,
музей народів Океанії. І там, коли я
сфотографувався поруч з портретом вождя,
ну, це був прямо козак – викапаний отаман
Сірко. Хвацькі вуса, тільки що не було в
нього хохла… Мою дружину вразили їхні
орнаменти – дуже сильно схожі на наші. А
наші орнаменти українські походять ще з
часів мамонтів…

Бі-Бі-Сі: То що вони там вишивають? В
Україні вишивають півників, а вони що -
мамонтів і китів?

В.Петущак: У них головний геометричний
орнамент. Але у наших знайомих
полінезійських стіл був застелений
скатертиною з квітами, і та скатертина була
як полтавської вишивки.

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

20 Отредактировано Xvojda (25.04.2015 10:02)

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

Лелітка в якій Петущаки обійшли земну кулю. Сміливі люди
http://4.bp.blogspot.com/-PLFkUWNaZxk/VJfxJCjGfTI/AAAAAAAAAHI/XBizBgsFFD0/s1600/27.jpg
«Лелітка» - невелика 9-метрова яхта. Це
мінімальний розмір яхти, який дозволяє йти
вдвох з достатньою кількістю їжі і питної
води для подолання океанів. Через Чорне й
Мармурове море ми вийшли в Середземне,
через Гібралтар вийшли в Атлантичний
океан. Перетнувши його, через Панамський
канал вийшли в Тихий океан й пішли на
захід. Ми відвідали Галапагоські острови,
Маркізькі, острів Таїті, острови Тонга.
Нарешті дісталися Нової Зеландії,
ошвартувалися в Окленді, тій же марині,
куди п’ять років тому зайшла яхта «Дніпро».
У Новій Зеландії ми провели 9 місяців, тому
що «Лелітка» постраждала під час підйому
на берег для фарбування й деяких робіт.
Майже півроку я ремонтував яхту.

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

21

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

Наше відкриття: полінезійці з України
Мої дитячі мрії збувалися, я став
мандрівником. Але мандрівник має зробити
географічне відкриття. І ми зробили таке
відкриття. Дружина звернула увагу на
полінезійські національні орнаменти. Вони
виявилися дуже близькими до українських.
Нас зацікавила назва полінезійського
народу, який оселився в Новій Зеландії –
народ маорі. Почали цікавитися міфологією
цього народу.
Поки полінезійці мандрували океанами,
шукаючи вільних земель, головним богом у
них був бог океану – Тане (близько до імені
слов’янської богині води – Дана). Коли ж
осідали на островах й починали орати
землю, головним богом ставав бог Орій.
Ось чому цей народ називає себе маорі. Та
це ж арійці, точніше індоарійці, вирішили
ми. Кургани - святилища, які вони
створювали своїм богам, полінезійці звуть
«курає». Сонце зветься «ра» - це арійська
назва. У міфах і легендах маорі
стверджується, що їх прабатьківщиною була
далека земля, де півроку стоять такі холоди,
що білий з чорним птах не може літати й
можна ходити по воді. Може білий з чорним
птах – це наш бусол, птах, який на землях
України вважався сакральним? Полінезійські
дівчата прикрашають себе вінками з квітів,
як і українки. Улюблена їжа маорійців –
порося.
Зрештою ми дійшли висновку, що
полінезійці – це нащадки тих арійських
племен, які за 1500 років до нашої ери
вирушили з України, дійшли до Індії,
оселилися там. Частина індоарійців
дісталися Індійського океану. Там вони
винайшли двокорпусні судна – каное,
вітрила, які дозволяли йти проти вітру, а
також створили унікальну астронавігацію по
зірках, яка дозволяла їм визначатися в
океанських просторах, бо компасу в них не
було. Вони вийшли в Індійський океан,
шукаючи вільних земель. Там не
поталанило, а у Тихому знайшли і заснували
найбільшу за площею державу в світі. На
півночі – Гавайські острови, на сході –
Маркізькі острови, найбільш східний -
острів Пасхи, на заході – острови Нової
Зеландії.
Те, що Україна була колискою арійських
племен, які створили світову
індоєвропейську цивілізацію, ми знали зі
статей та лекцій Олександра Павловича
Знойко. Несподіване підтвердження цьому
ми отримали в Новій Зеландії. Одного
вечора наш добрий знайомий Тед Скотт
запросив мене: «Валерію, ти повинен
обов’язково сьогодні подивитись фільм по
ТВ «Кельти, хто вони?». «Чому мені слід
дивитись фільм про ваших кельтів?» –
спитав я у шотландця Теда. «Та хіба ти не
знаєш, що кельти колись вийшли з території
України?» - спитав мене Тед. «Я знаю про це,
та ніколи й гадки не мав, що ви про це
знаєте». Отак я дізнався, що про історію
України за кордоном знають краще за нас.
http://vdpetuschak.blogspot.com/p/blog-page_95.html

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

22

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

в цьому відео з'являється маорі в чоловічій вишиванці
https://m.youtube.com/watch?v=a6sq519WE … &hl=ru

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

23

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

Може хто не розуміє. Я вже 10 років займаюсь Тай-цзи школи Чень. Правда без претензій. Як гімнастику і балансу світла й тіні. Ян-інь. Тому мені це цікаво.

Гао Чжуан фэй, Жо Шуй Тысяча мыслей
и сто вопросов о тайцзицюане. Пекин,
2005г.
(高壮飞 若水 千思白问太极拳。 北京 2005年)
1. В кулачном бое говорят о внутренних
и внешних школах. Что называется
внешними школами? ЧТо называется
внутренними школами?
ОТВЕТ: В настоящее время принято
относить тайцзи, багуа и синьицюань к
внутренним школам, а шаолиньцюань и
прочие стили - к внешним школам.
Некоторые говорят, что
основывающиеся на нэйгуне школы
называются внутренними, но это не
вполне верно, т.к. глубокое гунфу
шаолиньцюаня также имеет нэйгун. По
мнению Шифу МА ЮЭЛЯНА (马岳梁) ,
тайцзи раньше преподавался внутри
семьи, и соотвественно не
передававшиеся во вне, не
выставлявшиеся напоказ стили
назывались внутренними. Прочие же -
искусство которых можно было
демонстрировать во вне - назывались
внешними школами.

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

24

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

тоесть впринципе не существует «внутренних» и «внешних» стилей ушу.

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.

25

Re: Шоу-Дао и легенда происхождения Даосизма

Миф 12. Тайцзицюань - это
оздоровительная гимнастика,
ничего общего с боевыми
искусствами не имеющая.
Чтобы понять причину возникновения этого
мифа, нужно кратко ознакомиться с
историей распространения тайцзицюань.
Существует много легенд о происхождении
стиля, но все они сходятся в одной
пространственно-временной точке: в первой
половине XIX века Ян Фукуй по прозвищу
Лучань в деревне Чэньцзягоу уезда
Вэньсянь провинции Хэнань изучил у
представителей семьи Чэнь боевое
искусство, которое называется тайцзицюань.
С помощью этого боевого искусства он стал
настолько мощным бойцом, что получил
прозвище "Ян Уди" - "Ян Не Имеющий
Противников".
Таким образом, в XIX веке тайцзицюань
вполне признавалось боевым искусством.
Что же произошло далее?
Из Чэньцзягоу Ян Лучань вернулся к себе на
родину - в уезд Юннянь той же провинции.
Там у него учился земляк У Хэцин по
прозвищу Юйсян. Далее что-то произошло,
и Ян Лучань, воспользовавшись помощью
представителей семьи У, переехал жить и
преподавать в Пекин. Некоторые легенды
утверждают, что Ян убил человека, и был
вынужден искать высокого покровительства.
Так как старший брат У Хэцина занимал
высокий пост в Ведомстве наказаний (по-
современному выражаясь, в одном из шести
основных министерств Китая), а второй брат
был управляющим одним из уездов, то
связи в верхах у них были богатые, и Ян
Лучань смог преподавать при
императорском дворе. Другие легенды
утверждают, что сослуживцы восхищались
высоким боевым мастерством У Хэцина, и
давили на его старших братьев, чтобы тот
переехал для преподавания в столицу, но
Хэцин был сильно занят заботами о своей
матери, и порекомендовал вместо себя Ян
Лучаня.
Так как вращаться во дворце Ян стал не
только среди охранников и стражников
(которые, обычно, и были основными
"потребителями" боевых искусств), но и
среди знати и чиновников высоких рангов,
то и преподавание ему пришлось
подстраивать под их запросы. А им жестокие
тренировки, которые характерны для
преподавания именно БОЕВОГО искусства,
были не нужны, они слышали, что занятия
боевыми искусствами помогают укрепить
здоровье и продлить жизнь - и именно
этого и искали. И Ян сумел удовлетворить
всех: трех сыновей обучал по полной
программе - и они выросли его достойными
преемниками; маньчжуров из лейб-гвардии
обучал столько, сколько те могли
воспринять - и от них впоследствии пошли
новые направления тайцзицюань; для
основной же массы чиновничества и знати
он упростил движения и создал
оздоровительную версию тайцзицюань.
После революции 1911 года и свержения
монархии, на волне подъема национального
самосознания китайцев резко возрос и
интерес к национальным боевым
искусствам. В 1916 году Сюй Чжуншэн
основал в Пекине Ассоциацию по изучению
физической культуры, одним из основных
элементов программы которой стало именно
тайцзицюань. Так началось массовое
распространение тайцзицюань, и шло оно
примерно в таком же ключе: кто мог -
осваивал боевое искусство в полном
объеме, ну а кто не мог - занимался просто
для здоровья. В 1928 году, когда
завершилась гражданская война и Нанкин
стал столицей Китайской республики, многие
мастера тайцзицюань были приглашены
преподавать на юг - в Нанкин, Шанхай и
другие города.
После прихода к власти в стране
коммунистической партии и образования
Китайской народной республики перед
новым правительством встала задача взятия
под идеологический контроль ситуации с
боевыми искусствами в стране. И чтобы с
одной стороны, дать желающим
возможность "спустить пар", с другой - чем-
то занять многочисленных знакомых с
тайцзицюань людей, а с третьих - помочь
людям улучшить здоровье (причем, что
было немаловажно, с помощью "родных",
"китайских", а не заимствованных извне
методов), в 1950-х годах был разработан
упрощенный комплекс тайцзицюань из 24
движений. За основу были взяты те
движения, которые преподавал мастер Ян
Чэнфу будучи уже в преклонном возрасте,
то есть в которых упор делался уже именно
не на боевой, а на оздоровительный аспект.
Именно этот вариант был внедрен в массы,
именно этим теперь занимаются по утрам
миллионы китайцев, именно это видят
приезжающие в Китай иностранные туристы,
именно это было опубликовано в
переведенных на иностранные языки книгах
и брошюрах, и именно эту оздоровительную
гимнастику тайцзицюань и путают с боевым
искусстом тайцзицюань. На этом огромном
фоне занимающихся для здоровья, а также
уже целых поколений тренеров, выросших
на чисто оздоровительной версии и ничего
другого знать не знающих (да и, честно
говоря, не особенно желающих), просто-
напросто теряются те, кто занимается
тайцзицюань именно как боевым
искусством.

Побачити означає повірити, але існує й більш давній вислів - повірити означає побачити © Характерники, Січ.