Манипуляция сознанием: Толпа и ее искусственное создание · 12.05.07

Толпа и ее искусственное создание

Ницше писал:

Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой.

С конца XIX века одной из главных проблем психологии, философии и культурологии стало массовое сознание. Мы были отделены от накопленного в этой области знания обществоведением, которое исходило из категории классового сознания. Но эти две категории друг другу не противоречат, речь идет о разных вещах. Класс – часть общества, структурированное социальное образование, соединенное устойчивой системой идеалов и интересов, занимающее определенное место в историческом процессе и обладающее развитой культурой и идеологией. Масса (и ее крайняя, временная и неустойчивая форма – толпа) не есть часть общества, хотя и образует коллективы. В ней отсутствует структура и устойчивые культурные системы, у нее другой разум и образ поведения, нежели у класса.

Можно также предположить, что феномен массыи толпыне вызывал в русской и советской культуре большого интереса потому, что эта проблематика еще не была актуальной. Жесткая сословная система старой России не давала возникать толпам – инерция культурных стереотипов и авторитетов была столь велика, что даже выдавленные из общества разночинные люди (бродяги, босяки и т.п.) восстанавливали своеобразные общественные структуры с определенными правами и обязанностями. Обитатели ночлежки в пьесе Горького «На дне» – не толпа и не люди массы. В советском обществе также довольно быстро возродилась сословность, да и другими связями общество было сильно структурировано, так что не было пространства для «толпообразования». Эта проблема стала возникать уже в ходе быстрой урбанизации в 60-е годы, что и повлекло возникновение массового человекаи массовой культуры и стало одной из предпосылок крушения советского строя, сметенного искусственно возбужденной толпой.

Ле Бон в своей основополагающей книге «Психология масс» перечисляет подмеченные им особенности этого краткоживущего человеческого коллектива. Приведем его тезисы из раздела «Душа толпы».

В толпе

сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты… Индивид, пробыв несколько времени среди действующей толпы, под влиянием ли токов, исходящих от этой толпы, или каких-либо других причин – неизвестно, приходит скоро в такое состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированного субъекта». Толпа – качественно новая система, а не конгломерат. В ней «нет ни суммы, ни среднего входящих в ее состав элементов, но существует комбинация этих элементов и образование новых свойств.

Индивид в толпе приобретает сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.

Человек в толпе обладает удивительно высокой восприимчивостью к внушению:

В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы… Прежде чем он потеряет всякую независимость, в его идеях и чувствах должно произойти изменение, и притом настолько глубокое, что оно может превратить скупого в расточительного, скептика – в верующего, честного человека – в преступника, труса – в героя. Отречение от всех своих привилегий, вотированное аристократией под влиянием энтузиазма в знаменитую ночь 4 августа 1789 года, никогда не было бы принято ни одним из ее членов в отдельности.

Толпе знакомы только простые и крайние чувства; всякое мнение, идею или верование, внушенные ей, толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним или как к абсолютным истинам, или же как к столь же абсолютным заблуждениям. Так всегда бывает с верованиями, которые установились путем внушения, а не путем рассуждения… Каковы бы ни были чувства толпы, хорошие или дурные, характерными их чертами являются односторонность и преувеличение… Сила чувств в толпе еще более увеличивается отсутствием ответственности, особенно в толпе разнокалиберной.

Толпа никогда не стремилась к правде; она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто же стремится образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой.

Ле Бон много места уделяет изменчивости толпы – ее удивительной способности моментально, «все разом» реагировать на импульсы, получаемые от вожаков. Это показывает, что человек в толпе действительно обладает новым качеством, становится элементом новой системы. Он не обдумывает свои действия, а мгновенно подчиняется полученному каким-то образом сигналу. Такое поведение можно уподобить тому, как реагируют на сигнал два разных типа группы – стая рыб и, например, группа водителей, сидящих в своих автомобилях. Стая рыб, получив сигнал через колебания воды, поворачивает вся разом, одновременно. У каждой особи нет рефлексии на сигнал, она не задерживается с переработкой информации. Группа автомобилей, стоящая у светофора, теоретически могла бы при появлении зеленого сигнала тронуться с места вся разом, одновременно – сигнал-то виден всем. Однако каждый водитель поступает осторожно и начинает двигаться только тогда, когда с места тронется стоящая перед ним машина, да еще с некоторым запасом на неопределенность поведения ее водителя. И получается, что расстояние между машинами увеличивается, и задние трогаются уже когда светофор закрылся. Водители толпы не образуют.

Дав описание толпы, Ле Бон не поднимает вопроса о том, почему не всякое скопление людей превращается в толпу и не подчеркивает того факта, что он писал именно о толпе западных индивидов. Эту тему затем вскользь затронул Ортега и Гассет в книге «Восстание масс». Индивид, склонный стать человеком массы и влиться в толпу – это человек, выращенный в школе определенного типа, обладающий определенным складом мышления и живущий именно в атомизированном гражданском обществе массовой культуры. Это человек, который легко сбрасывает с себя чувство ответственности. В этом ему помогают и политики, применяющие «толпообразование» как поведенческую технологию.

Фашисты пришли к власти, сумев на время превратить рассудительный немецкий народ в толпу – и она ринулась в безумный поход, забыв о совести и не думая о последствиях. В отношении молодежи фашизм сознательно pазpушал тpадиционные отношения. Шло снятие естественных для подpостков культуpных ноpм, запpетов, подчинения и уважения к стаpшим. Идеологи фашистов поставили задачу: создать особый стиль – так, чтобы «молодежи стало скучно в лагеpе коммунистов». Была выработана целая философия под названием «а мне что за дело» или стиль «бpодяги и фанфаpона» – говоpя попpосту, хулигана. Наставники молоденьких фашистов поощpяли уличное насилие, ножи и кастеты. Сам фюpеp заявил: «Да, мы ваpваpы, и хотим ими быть. Это почетное звание. Мы омолодим миp». Конечно, «учиться, учиться и учиться» гораздо скучнее.

Контрастом толпе может служить сход сельской общины – внешне похожее скопление людей, особенно если сход готовится к насильственным действиям (например, разгрому имения помещика). Отличие в том, что сход – собрание в высокой степени структурированное системой статусов, уважения и авторитета. Это именно собрание, налагающее на каждого огромный груз ответственности. Вот, пишет английский историк русского крестьянства Т.Шанин о насилии 1907 г.: «Поджоги часто следовали теперь особому сценарию. Решение о них принималось на общинном сходе и затем, при помощи жребия, выбирались исполнители из числа участников схода, в то время как остальные присутствующие давали клятву не выдавать поджигателей… Крестьянские действия были в заметной степени упорядочены, что совсем не похоже на безумный разгул ненависти и вандализма, который ожидали увидеть враги крестьян, как и те, кто превозносил крестьянскую жакерию… Крестьянские выступления России оказались непохожими на образ европейской жакерии, оставленный нам ее палачами и хроникерами».

Ле Бон выдвигает одно важное положение, которое, видимо, опережало его время и, наверное, вызывало у современников удивление. Но сегодня, с развитием радио и телевидения, оно стало очень актуальным. Суть его в том, что для образования толпы не является необходимым физический контакт между ее частицами. Ле Бон пишет: «Тысячи индивидов, отделенных друг от друга, могут в известные моменты подпадать одновременно под влияние некоторых сильных эмоций или какого-нибудь великого национального события и приобретать, таким образом, все черты одухотворенной толпы… Целый народ под действием известных влияний иногда становится толпой, не представляя при этом собрания в собственном смысле этого слова».

Именно это мы и наблюдаем в последние десятилетия: население «развитых» стран Запада, подверженное постоянному воздействию масс-культуры и телевидения, превращается в огромную виртуальную толпу. Она не на площади, а в уютных квартирах у телевизоров, но вся она не структурирована и слушает одних и тех же лидеров и пророков, не вступая с ними в диалог. Она не бежит сама громить Бастилию или линчевать сербов, она лишь одобряет такие действия своих властей. Когда говоришь с западным обывателям о разрушительных действиях, которые он поддерживает, берет жуть. Эти люди действительно могут уничтожить Землю без всякого злого умысла, просто «не подумав».

Арабский философ Самир Амин пишет:

Евpоцентpизм заменил pациональное объяснение истоpии частными и пеpекpывающимися, поpой пpотивоpечащими дpуг дpугу псевдотеоpиями, котоpые, однако, пpекpасно pаботают, дополняя одна дpугую, в постpоении успокаивающего евpопейца мифа, освобождающего его подсознание от всякого комплекса ответственности.

Безответственность внушается средствами идеологии как национальная ценность! Чтобы снять возникающие иногда синдромы раскаяния, совершаются даже военные акции типа абсурдной агрессии в Гренаду (там бригада спецназа численностью 6 тыс. человек «подавила сопротивление» нескольких десятков полицейских и получила за это 8 тыс. орденов и медалей США)124. В 1977 г. президент Картер сформулировал принцип, согласно которому «американцы не должны извиняться, испытывать угрызения совести и принимать на себя вину», поскольку они всегда действуют исходя из благих побуждений.

Вот парный случай, который стал важным экспериментом над массовым сознанием в разных культурах. В 1981 г. южнокорейский самолет рейса KAL-007 вошел в воздушное пространство СССР, углубился на 500 км и пересек его с севера на юг, активизировав всю систему ПВО. В конце концов, после многих предупреждений он был сбит. В СССР это вызвало тяжелое чувство – независимо от оценки действий военных. Трагедия есть трагедия. На Западе это было поводом длительной (десять лет) антисоветской кампании125. Но главное в другом – в 1988 г. военный корабль США «Винсенс», находившийся в Персидском заливе, среди бела дня сбил ракетой иранский самолет с 290 пассажирами на борту. Самолет только что поднялся в воздух и находился даже еще не в международном пространстве, а над иранскими территориальными водами.

Когда корабль «Винсенс» вернулся на базу в Калифорнии, огромная ликующая толпа встречала его со знаменами и воздушными шарами, духовой оркестр ВМФ играл на набережной марши, а с самого корабля из динамиков, включенных на полную мощность, неслась бравурная музыка. Стоящие на рейде военные корабли салютовали героям артиллерийскими залпами.

Н.Хомский, проводя структурный анализ обоих случаев, приводит выдержки из центральных американских газет, которые буквально внушилиамериканцам объяснение, начисто снимающее у них чувство ответственности за жизнь 290 пассажиров. Было достигнуто невозможное. Читаешь эти статьи, и голова кругом идет. Самолет сбили из благих побуждений, и пассажиры «погибли не зря», ибо Иран, возможно, чуть-чуть одумается…

В последние десять лет мы в России видим целенаправленные действия по превращению народа в толпу – через изменение типа школы, ослабление традиций и осмеяние авторитетов, воздействие рекламы, телевидения и массовой культуры, разжигание несбыточных притязаний и пропаганду безответственности. Все признаки тех методов и технологий «толпообразования», на которые обращали внимание изучавшие это явление философы. Дело пока что идет медленно, но если люди не осознают опасность, то стихийные механизмы защиты не справятся с таким нажимом.

C.Г. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием

* * *

Комментарии

тимур · 2009-01-26 15:31 · #

полезный сайт

Леонид · 2010-03-20 12:51 · #

Кто спасёт евреев, когда мир узнает, что они сделали А вот очень важная статья одного еврея с потрясающим загловком. Who will save the Jews once the world learns what they've done? "Кто спасёт евреев, когда мир узнает, что они сделали?" Вот они оказыватся, о чём думают - как уйти от ответственности. Ничего удивительного, статью писал еврей - John Kaminski http://johnkaminski.info/ . Статья важная, будем переводить. Чрезвычайно важные слова идут в самом начале: "Финальная революция за человеческую (гойскую) свободу будет выиграна в один день. Не бомбами, не голодомором, не массовым отравлением, не электроной вапоризацией, но просто несколькими, верно сформулироваными словами в точно выбранное время и место, которые осветят тьму Зверя, который был в нашем (еврейском) сердце в течение больше столетий, чем мы можем сосчитать. ЭТО случится в один день, потому что этот змееобразный Зверь спрутом охватывает всю планету своей чёрной ненасытностью, и каждый и везде, поймёт одновременно что это не философия прибыли превратила эту планету в болезнетворный вулкан, а поведение вполне определённых мегаломаниакальных дураков, которые контролируют на этой планете всё. Это они несут ответственность за это бессмысленый геноцид и разрушение, и это мы - овечье стадо (евреев, не гоев), которые вторично ответственны за то, что они овладели своим злым умыслом нашими умами (он не гоям обращается, Каминский). Мы только винтики некоторых Евреев, руководящих глобальной сетью страшного Спрута, которые делают из нас полуживых зомби, повязанных комплесной системой выплат "тридцати серебренников" разного рода, и которым на самом деле плевать на нашу судьбу. (Это он к евреям обращается, понимая, что к гоям обращаться бесполезно). Всё, что требуется от нас, чтобы выздороветь от этого сумасшствия - это понять, что Евреи причинили миру за всё это время (с момента прилёта?). И насколько они в настоящий момент продвинулись в достижении своей конечной цели - убить или поработить всех гоев мира, в соответствии с Ветхим Зветом священной книги Талмуда - этого психологического ужаса, которое результировалось в тотальном контроле ИМИ всех систем, которые контролируют НАС. Не осознавать этого сейчас - это быть зомби, и вероятно, погибнуть в человеческом и онтологическом смысле. Что же сделали евреи, в чём они провинились? 1). Они всю историю занимались социальной инженерией и редактированием истории. (то есть переписывали историю, вымарывая свои преступления и даже само своё присутствие). С самых ранних времён, центральное ядро преступников, которые гораздо поздее стали известны как "евреи" (Каминский симулирует своё гойчество. Они не исправимы, Уотсон. Очередной еврей, который рвётся в лидеры, чтобы спасти ситуацию) имели преимущество постоянного перемещения по планете http://www.ozon.ru/context/detail/id/2314889/. (Нормальное поведение алиенов, пришедших на эту планету, чтобы её завоевать). И знание всех культур, давало им преимущество перед сидячим местным населением, сидящим на своих местах как курица на яйцах. Мне неприятно говорить это, поскольку многих это может оскорбить, но образцом обмана, который перпетуировался всё это время, было создание Христианства в 325 году н.э (http://zarubezhom.com/ravage.htm ), которое учило подставлять щёки, когда скрытая рука тянулась к вашим карманам. Оно учило людей, что единственое основание их безопасности - это обещание того, что никогла не могло быть осуществлено, кроме как в манипулируемой голове верующего. ВЕРА в то, что МОЖЕТ БЫТЬ НЕПРАВДОЙ - это тот же самый ментальный механизм, который применяется практически в любой области, типа, вера, что Банковское дело - это, дескать, честный бизнес (или что медицина, якобы, лечит людей и приносит здоровье. Прим. Холмса). Но одинаковость посылок, механизм власти и методы ловли людей, приводят нас к выводу, что религия и Банковское дело (и медицина. Холмс) - одного поля ягоды. Та же самая логика заставляет нас верить в великого Господа, руководящего всем сверху, которая и заставляет нас занимать деньги под процент. (И идти к врачу лечить болезнь за деньги, которая по медицинским же руководствам считается неизлечимой). Веруй нам - говорят они все. И потому что мы так устроены, - боязненные и маленькие организмы, - мы им верим Images/Glaz-kult22.jpg. Великий научный фантаст Герберт Уэллс ещё сказал, что интеллектуальный и моральный прогресс остановился в 1770-х годах (В Зазеркалье назван "Век Просвещения"). Имя, которое ассоциируется с этим абортом в человеческом развитии - это Ротшильд http://en.wikipedia.org/wiki/Rothschild_family. Контроль над деньгами, повёл к контролю над всем остальным и извращению любой дисциплины известной человеку к выгоде очень узкой группы людей. Монгольские орды, известные как Ашкеназийские хазары, которые с охотой прсоединились к самым отъявленным бандитам; вместе с Сефардами, вместе, хитро, кропотливо, терпеливо, грабят местных гоев всего мира. Контроль на средствами массовой информации сделал возможным всё их мошенничество и обманы. Это правило 1. Давид Рокфеллер высказался об этом лучше всех:"Мы благодарны Вашингтон Пост, Нью-Йорк Таймс, журналу Тайм и другим известным органам прессы, директора которых посещали наши собрания и неукоснительно выполняли данные обещания на протяжении почти сорока лет. Для нас было бы невозможным осуществить наши глобальные планы, если бы они стали вдруг известны в течении этих лет. Но теперь мир более сложный и подготовлен к принятию Глобального правительства. Над-национальный суверинитет избранной элиты и мировых банкиров несомненно более предпочтителен нежели национально ориентированые правительства прошлых столетий". Поскольку они печатают деньги - они скупили весь бизнес мира: нефть Рокфеллеров; железные дороги Морганов; наркоторговля (Сасунов Sassoon's drugs), рабы Монсанто; дилеры Лиманов (Lehman's carpetbagging); Марксистская политэкономия, психология Фрейда; домохозяки еврейки Бетти Фридан (Betty Friedan's housewives http://en.wikipedia.org/wiki/Betty_Friedan), физика Эйнштейна; музыкальная монополия Ирвина Берлина (Irving Berlin's music monopoly); якобы, "Федеральный резерв" Варбургов; еврейская атомная бомба Оппенгеймера; хиппи Абби Хофмана (Abbie Hoffman's hippies http://en.wikipedia.org/wiki/Abbie_Hoffman ); алкоголь Бронфманов; политические асассинации под руководством Генри Киссинджера; Norman Lear's sitcoms, Bill Gates's computers и так далее+ Наверно гнеуснейшим из еврейских преступлений является область медицины. Нельзя забыть указ старой Османской империи о запрещении евреям практиковать медицину, потому что они знали, что в Талмуде завещается евреям заниматься медициной, чтобы убивать гоев наибольшим количеством способов. Химиотерапия? Зубные пломбы из рути? Фтор в питьевой воде? Тимеросал? Сквален? "Истощённый уран"? Ещё Рим отравили свинцом в питьевой воде с помощью свинцовых водопроводных труб. Не знали? "Коровье бешенство" скоро станет человеческим. Джон Рокфеллер сначал продавал нефть как лечебный элексир, прежде чем было найдено, что она горит. Любой яд можно продать за "лекарство". Иона Салк (Jonas Salk http://en.wikipedia.org/wiki/Jonas_Salk) получил Нобелескую премию за вакцину, которая действительно всех заражала полиомиелитом, в то время как реальный источник поражения нервой системы в то время был - интоксикация промышленном свинцом, в том числе и в бензине - факт, заболтанный самой разнообразной риторикой. А теперь ещё и самые последние "элексиры" Гардасил (Gardasil. Вакцина, якобы, от женских половых болезней: http://en.wikipedia.org/wiki/Gardasil ) , который уже разрушил будущее поколение американцев. Прозак - штампующий наркоманов (антидепрессант, в американских школах, насильно прописывающийся троечникам: http://en.wikipedia.org/wiki/Prozac ); болезнь Моргеллона (Morgellon's disease http://en.wikipedia.org/wiki/Morgellons_disease ), - всё это результат еврейских изобретений. Если ваш доктор закончил медицинский институт - будьте уверены - он вас убьёт. 2). Еврейская жатва. Ваш близкий погиб на войне, как у Синди Шихан? http://en.wikipedia.org/wiki/Cindy_Sheehan После лет публичных рыданий её тошнит от американского флага. Газеты говорят - она психическая. Её сын убит на войне за что? За какие идеалы? И она сумасшедшая? Всего лишь указывая, что наших детей бросают в горнило чьих-то шкурных интересов? И мы все запутаны и варимся в этом ужасном супе сфабрикованых реальностей. Известный профессор Вернер Зомбарт (еврей - http://en.wikipedia.org/wiki/Werner_Sombart ) произнёс бессметрный трюизм:"Войны - это еврейская жатва". (Зомбарт В. Евреи и хозяйственная жизнь. http://kot-begemott.livejournal.com/280898.html) Интересно, Уотсон? Учитесь излагать. Начинает с вполне обоснованных предупреждений евреям. Однако, для начала, то что он не говорит, - что Каминский сам еврей. Одн дистантируется от евреев будучи сам порхатым жыыдом. Смотрите сами. Американец с польской фамилией и классической еврейской физиономией. http://johnkaminski.info/ Зачем он это делает? Таких навалом в США публицистов. Вспомните хотя бы того же Наума Чомского http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9D%D0%BE%D0%B0%D0%BC , которого СМИ спрашивают мнение по любому поводу и тут же его публикуют. Тоже, дескать, гой - Чомский. Они дистантируются, Уотсон, от евреев, чтобы стать лидерами гоев. Для этого им надо завоевать гойское признание. А как его завоевать? Вот так вот - дешовым антисемитизмом. А для чего завоевать признание гоев? Вестимо зачем, - чтобы было как в прошлый раз - в последний момент бортануть гоев. Конечно, для того чтобы завоевать признание гоев, надо рассказать кое-какую "малинку", выпустить на свет пару еврейских фактиков, их всё равно бесконечное число этих фактов. В начале Каминский, как и Эдуард Тополь в России (Эдуард Тополь: "Возлюбите Россию, Борис Абрамович!". http://russ.nago.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=53 ), высказывает резонные опасения за судьбы евреев. Это, собственно говоря, и движет этими "самих себя кусающих" как их называют в США, евреями. И туже после одного абзаца Каминский тут же сводит кофликт между евреями и гоями на чисто экономический; и кровной подоплёки, которая уже даже Голивудом вскрывается на глазах, не касается вообще. То есть Каминский пытается удержать гоев в рамках пресловутых "общечеловеческих ценностей", когда он прекрасно знает, что таковых нет из-за разницы гоев в биологическом и космогенном происхождении. А вот это действительная граница перед которой останавливается самый шумный криптоеврейский горлопан. Каминский сам крипт - криптоалиен, и поэтому эта тема для него табу. А по остальным мишеням он может стрелять очередью от бедра разрывными пулями. Поняли, Уотсон, суть крипто на этом примере? Единственно на что я обратил серьёзное внимание, на его слова: "Финальная революция за человеческую (гойскую) свободу будет выиграна в один день. Не бомбами, не голодомором, не массовым отравлением, не электроной вапоризацией, но просто несколькими, верно сформулироваными словами в точно выбранное время и место, которые осветят тьму Зверя, который был в нашем (еврейском) сердце в течение больше столетий, чем мы можем сосчитать. ЭТО случится в один день". - Всё остальное нам давно известно, Уотсон, и в области медицины больше чем Каминский себе может представить. А вот это важно, Уотсон. Потому что мы, иверологи, я или ты, Уотсон, и каждый может стать Холмсом, в это точное время должен быть точно в этом месте. Задача понятна? В связи с этим заявлением Джона Каминского прошу обратить вас внимание, Уотсон, на предсмертное завяление Гайдара-Гейдара-Хайдера. Это тоже и о том же. "Последняя статья Егора Гайдара: Люди могут выйти на улицы, предупреждает Егор Гайдар в последней статье о путях выхода России из кризиса, и потребовать перемен. Вопрос в том, будут ли эти перемены упорядоченными, постепенными и ненасильственными+" - Перевожу, Уотсон, с расщеплённого змеиного языка. - Иверы понимают, что они своим беспределом довели гоев до состояния, в котором даже скот может взбрыкнуться. И видите как ставит вопрос Гайдар, как типичный ивер. - Гайдар предупреждает, чтобы иверы были готовы ответить на насилие насилием. А вы думаете, иверы будут за насилие гладить гоев по головке и давать им, что гои захотят? А вы думаете для чего в России каспаровская, так сказать" "нео-большевистская" партия крипоеврейских экстремистов уже в наличии? Здесь же и на многих других сайтах Интернета статья "Судный день над Всевышним", не пропустите. http://poiskpravdy.wordpress.com/2010/02/11/gad-judgement-da/

Помощь по Textile