Развеиваем мифы о П.И.Чайковском · 27.05.09

П. Чайковский в 19 лет.

В следующем году исполнится 170 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского.
В последнее время, великого русского композитора обвиняют не только в ужасных грехах, но и саму его мировую культурную значимость пытаются заключить в кавычки.
Подходя ближе к делу, оговорюсь, что обвинений всего два – «нетрадиционная сексуальная ориентация» и «самоубийство». Разберем их оба.
Первое обвинение строится на дневниковых записях Петра Ильича и неких «писем». С дневником все обстоит достаточно просто.

Дневник П.И. Чайковского.

Впервые, отдельной книгой, его дневниковые записи увидели свет благодаря издательству «Музыкальный сектор» в 1923 г. в Петрограде. Книга содержала ссылку на изданный в Лейпциге трёхтомник воспоминаний брата композитора, Модеста Ильича, под названием «Жизнь П.И. Чайковского», 1900-1902 г.г. Это издание также включало в себя дневники Петра Ильича.
Говоря о дневниковых записях, охватывающих период с июня 1873 г. по май 1891 г., легко отметить их лаконичность и сухость.

Типичная запись (6 апреля 1886 г.):

Дождь. Пошел в город. Попал сначала в Армянскую церковь, потом в Сионский Собор. В первой был поражен новостью зрелища и безобразным пеньем; во второй видел Экзарха и слышал его проповедь. Дома завтракал с Василием Васильевичем. Гости. Ушел к себе. Коля Переслени, Карнович. Визит целой компаньей к Гончаровым. Возвратившись домой, ходил с Паней и Колею по галерее. Свинкин. Читал…

Ещё запись:

Занятия. Михайлов-певец. Завтрак с Колей. Ходил за Бобиным портретом. Дома. Взял ложу в Малом театре для Алексея и С. …Концерт. Симфония Римского-Корсакова, увертюра Глазунова, вещицы Щербачева и т.д. Дождь. Я у Палкина. Появление Глазунова, Дютша и т.д. Я с ними. Шампанское. Поздно домой.

И в таком духе весь дневник. Никаких переживаний, размышлений, подробностей его духовной жизни. Нет в них и ни строки, посвященной жизни интимной.
Позднейшие переиздания «Дневников», в частности, издание 2000 г. содержат дополнение, не имевшееся в публикации 1923 г. Это статья близкого друга композитора, Николая Кашкина, «Из воспоминаний о П.И. Чайковском», написанная в 1918 г. и включенная в книгу из неизвестного источника.

Н.Д. Кашкин.

В ней Кашкин рассказывает об «очень важном эпизоде» из жизни Чайковского, ставшем «моментом крутого перелома в ее течении, после которого как самая жизнь, так и деятельность Петра Ильича пошли по новому руслу. Эпизодом этим была женитьба Петра Ильича на Антонине Ивановне Милюковой… Только после женитьбы в лице его залегла та безнадежно грустная складка, которая потом покидала его только в моменты особенно бодрого одушевления или в еще более редкие моменты короткого возврата той искренней, полудетской веселости, которая раньше была присуща его натуре».

Кашкин сообщает ещё один эпизод. Уже в Клинский период жизни композитора, Чайковский, никогда ранее не говоривший о своих отношениях со своей супругой, попросил Кашкина прочитать ее последнее письмо. Вот как он его описывает: «Письмо было написано складно и как будто содержало какие-то горячие запросы, так как пестрело восклицательными и вопросительными знаками. Когда я прочел письмо до конца и посмотрел на Чайковского, он в ответ на мой молчаливый вопрос обратился ко мне также с вопросом: «Ну, скажи мне, о чем здесь в письме говорится?» Тут только я сообразил, что определенного, реального содержания в письме не было».

П.И. Чайковский с женой А.И. Чайковской (Милюковой).

И это всё. Ничего подобного, написанного в дневниках лично Чайковским, мы не найдем.
Гораздо сложнее дело обстоит с так называемыми «письмами». Ни оригиналов, ни копий этих писем нет. Не указан и источник, где они якобы могут находиться. Тем не менее, в 1980 г., на страницах нью-йоркского еженедельника «Новый американец», редактором которого был Сергей Довлатов, появилась статья некой Александры Орловой, будто бы видевшей всё собственными глазами.

А.А. Орлова (Шнеерсон).

Из книги «Евреи в культуре русского зарубежья» мы узнаем, что Орлова (Шнеерсон) Александра Анатольевна, эмигрировавшая в 1979 г. в США, является специалистом «по русским композиторам XIX в. – происходит из семьи Шнеерсонов, родоначальником которой был Шнеур Залман. Среди предков – яркие представители русско-еврейской культуры. В эмиграции продолжила свои исследования и публикации материалов о Глинке, Чайковском, Мусоргском». Странные параллели. Кроме того, известно, что её статьи печатались в журналах «Континент», «Грани», в газетах «Новое русское слово», «Новый американец», «Вестник» и других. Последняя книга Орловой – «Чайковский без ретуши» (Нью-Йорк, 2001).
Интересно, что в России богатым литературным опытом г-жи Орловой заинтересовался лишь лидер желтой прессы – бульварный «Московский Комсомолец», неоднократно публиковавший орловский пасквиль. Данные в нем не имеют ссылок, изобилуют подлогами, причем «Орлова утверждала, что все эти факты стали ей известны от Александра Войтова - выпускника училища правоведения - которому, в свою очередь, их поведала вдова самого Николая Якоби». Точнее выражаясь, «одна бабушка сказала».

Вот пример типичного якобы «письма»:

28.09.1876 г. Брату Модесту. «Представь себе! Я даже совершил на днях поездку в деревню к Булатову, дом которого есть не что иное, как педерастическая бордель. Мало того, что я там был, но я влюбился как кошка в его кучера!!! Итак, ты совершенно прав, говоря в своем письме, что нет возможности удержаться, несмотря ни на какие клятвы, от своих слабостей».

Любой человек, знакомый с письмами Петра Ильича, скажет, что автор этой грязной фальшивки не удосужился даже адаптировать свою стряпню («как кошка в его кучера!!!») к стилю композитора. Не говоря уже о том, что само и «письмо» никто и никогда не видел.
Люди, сведущие в нравах и обычаях русского общества того времени, подтвердят, что подобные страсти не только не были ему свойственны, но им просто не было места. Не был исключением из правила и Чайковский.

К слову, он был очень занятый человек. Для человека такого масштаба и, как бы сейчас сказали, «напряженного рабочего графика» просто немыслимо было и то, что сейчас понимают под личной жизнью.
С 1866 г. он – профессор Московской консерватории. Проходят премьеры «Воеводы» (1869 г.), «Ундины» (1869 г.), «Опричника» (1874 г.), «Кузнеца Вакулы» (1876 г.), трех симфоний (1866, 1872 и 1875 г.г.), балета «Лебединое озеро» (1877 г.), увертюр-фантазий («Ромео и Джульетта» (1869 г.)), Первого фортепианного концерта (1875 г.), музыки к сказке Островского «Снегурочка» (1873 г.), цикла фортепианных пьес «Времена года» (1876 г.) и других камерных сочинений и романсов. Выходит в свет «Руководство к практическому изучению гармонии» (1871 г.) – первый в России учебник для консерваторий, написанный русским автором. И это далеко не всё. С конца 1877 г., Чайковский творит в Испании, Италии, Франции, Германии. Во второй половине 1880-х он начинает свою дирижерскую деятельность. Сначала в России, а потом за границей; в качестве исполнителя собственных произведений он посещает Германию, Австро-Венгрию, Францию, Англию, Швейцарию. В 1885 году Чайковский был избран директором Московского отделения Петербургского камерного музыкального общества, а через год - почётным членом Русского музыкального общества.

Триумфальной стала его поездка и в США, весной 1891 г. В 1893 г. Чайковский был удостоен степени доктора музыки Кембриджского университета в Англии. «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору», - писал он. Принимая во внимание средства передвижения того времени, в распоряжении у Чайковского были лишь работа и сон. И с 1892 г., Петр Ильич переезжает в Клин, удаляясь от внешнего мира.
Выдержать такую напряженную жизнь под силу только волевой личности. Поэтому несостоятельными кажутся новейшие домыслы о «психастенических свойствах его характера», подверженности ипохондрии («АиФ» № 49 от 3 декабря 2003 г.) Чайковский в письме к Вел. Кн. Константину Константиновичу Романову: «Музыкант, если он хочет дорасти до той высоты, на которую по размерам дарования может рассчитывать, должен воспитать в себе ремесленника». Ипохондрик не в силах освоить хорошо ремесло. А вот когда психиатр хочет говорить о «чувственности» великого композитора, ему следует стать ещё хотя бы и искусствоведом.

П.И. Чайковский в 1874 г.

В свой итальянский период, Чайковский описывал посещение разных местных музеев. В коллекции капитолийского музея, Чайковский выбирает скульптуру «Умирающий гладиатор», в которой чувственности, пожалуй, вовсе нет. В галерее Боргезе, переполненной образами чувственности, его интересуют совсем иные картины - рафаэлевские портреты Цезаря Борджиа и папы Сикста V.

Известный дирижер Александр Гаук говорил, что Чайковского нельзя играть в «сентиментальной манере, что страшнейшим предательством является интерпретация его музыки как приятно-утонченной и женственной, что нега его музыки не имеет ничего общего с псевдосентиментальностью. Драматизм и обостренное чувство волнения - вот чего нужно добиваться при исполнении Чайковского».

Его ежедневные дневниковые записи: суточный богослужебный круг, великие и рядовые праздники, в России и за границей, церковные посты. Ему уютно в храме, пение вызывает слезы (на фальшь певчих огорчается), общается с клиром. Посещение храма для него, как для множества русских людей - и часть быта, и духовный стержень. Фиксирует, какое сейчас небо, море, погода. Пишет о цветах – и вспоминаются партитуры его балетов-сказок. Благоговейное отношение к родине – замечательная черта Петра Ильича. Всё же он был верующим человеком. А вовсе не распущенным и безнравственным. Люди распущенные не способны создавать шедевры. К примеру, несмотря на оригинальность взглядов на личность П.И. Чайковского, известный хореограф Джордж Баланчин (Георгий Мелитонович Баланчивадзе, скончавшийся в Нью-Йорке в 1983 г.), видел в Чайковском композитора глубоко религиозного. «Сам Баланчин был человеком верующим и настаивал: «В веру нельзя прыгать как в бассейн. В нее надо входить постепенно, как в океан. Это надо делать с детства». Такую же религиозность Баланчин искал и находил у Чайковского». (Волков Соломон. «Страсти по Чайковскому: Разговоры с Джорджем Баланчиным». М., Издательство Независимая Газета, 2001 г.).

Вспоминает М.М. Ипполитов-Иванов про тифлисскую поездку с Чайковским: «А застенчивый до чего был! Его вызывают на сцену, а он спрятался за декорациями закулисными. Я кричу ему: «Петя, брось, иди же, зовут, неудобно!» - а он голосу не подает. Пришлось объявить, что композитор уехал из театра, да он там запутался в кулисах, уронил что-то, чуть не изуродовал, машинисты вытаскивали...» («Московский журнал» № 10, 2005 г.) Кстати, Чайковский так и не развелся со своей женой, несмотря на то, что она рано обнаружила признаки психического расстройства. Диагноз – паранойя. Для Чайковского было естественным её содержать. После его смерти также остались деньги, на которые Модест Ильич, брат композитора, оплачивал её лечение в психиатрической больнице. Умерла она в лечебнице на Удельной в 1917 г.

Чайковского хорошо знали и имевший врачебную практику Чехов, и Толстой, яростно ненавидевший новомодных западных гомосексуалистов. И никто, ни словом, ни намеком не обмолвился о том, о чем сейчас толкуют современные «исследователи».

Н.Д.Кузнецов. Портрет П.И.Чайковского.

В октябре 1893 г., в Петербурге состоялась премьера Шестой симфонии Петра Ильича Чайковского, а 10 дней спустя автора не стало.
С этим событием связано второе, т.н. «обвинение» Чайковского в самоубийстве. Что характерно для неподтвержденных слухов, расхожи две версии: композитор сломался, не выдержав «своей порочности» и самообвинений совести и – т.н. «суд чести», который также делится на две ветви домыслов. Обе версии, как можно было догадаться, предложила публике г-жа Орлова. Первая версия легко опровергается свидетельствами врачей, принимавших участие в лечении Чайковского - Л.Б. Бертенсона, А.К. Зандера, Н.Н. Мамонова. Все они обладали солидным врачебным опытом. Все были также хорошо знакомы с работами Коха, открывшего инфекционную природу холеры в 1883 г. В Николаевском госпитале, в котором работали Л.Б. Бертенсон и А.К. Зандер, в 1892 г. было открыто холерное отделение и имелась бактериологическая лаборатория. Следует добавить, что осенью 1893 г. в Петербурге разразилась эпидемия холеры, и вибрионы были обнаружены даже в водопроводе Зимнего дворца. В день смерти Чайковского, в Петербурге было зарегистрировано 68 заболевших холерой. Вместе с Чайковским от нее скончались еще семь человек.

А вот вторая версия заслуживает пристального внимания. Не в силу её экстравагантности и надуманности, а по причине намеченной связи с царской фамилией. Причем версию смертного приговора «порочному» Чайковскому называет дикой даже сторонник «педерастической теории» А.Н. Познанский, сотрудник Йельского университета, автор книги, претендующей на монографию: «Смерть Чайковского. Легенды и факты».

Известно, что пышный расцвет русской культуры XIX века во многом обязан покровительству членов дома Романовых, и, в частности, императору Александру III.

Сохранилось письмо Императора Александра III К.П.Победоносцеву от 2 июня 1881г:
«Посылаю Вам для передачи Чайковскому - 3000 р. Передайте ему, что деньги эти он может не возвращать. Александр» («Русскiй Мiръ» №1, 2004 г.) Кроме того, в 1888 г., император назначил Чайковскому пенсию в 3 тыс. руб. И это лишь ничтожная часть того, что делалось вообще.

П.И.Чайковский писал, что он, «столь обласканный императором», «выглядел бы неблагодарным», лично участвуя в открытии Всемирной выставки в Париже, приуроченной к празднованию 100-летия Великой французской революции – «торжествах, которым Его Величество не может симпатизировать» (письмо Ф. Маккару 13 янв. 1889 г.).

В 1887 г. П.И.Чайковский обратился к Императору с личным письмом, в котором ходатайствовал о выделении средств на завершение строительства здания театра в Тифлисе. По воспоминаниям М.М. Ипполитова-Иванова, «средства были отпущены, и театр достроен...»

Многим обязан Чайковский и Константину Константиновичу Романову, одному из основателей Пушкинского Дома, человеку, тридцать лет возглавлявшего Российскую Академию наук, создателю Московской консерватории. Константин Романов был известен как поэт, писавший под криптонимом К.Р., драматург (пьеса «Царь Иудейский» переведена на 19 языков), переводчик («Гамлет»), актер, музыкант и композитор.
Чайковский написал на его стихи шесть романсов; такие как «Растворил я окно», «Уж гасли в комнате огни», «Первое свидание», «Серенада»:

Странное совпадение, но после смерти К.Р., его память оскверняли тем же способом, что и честь Чайковского. Те же грязные измышления о педерастии. Характерные откровения Орловой о том, что-де сам царь приказал Чайковскому помереть, узнав о его якобы «нетрадиционной связи» с К.Р. Между тем, К.Р. был прилежным семьянином, глубоко верующим человеком, имел 9 детей, был главным начальником военно-учебных заведений, «отцом всех кадет», воспитал сына, героически погибшего на фронте и ещё троих, казненных большевиками в Алапаевске.

Семья Константина Константиновича Романова.

Всё это, естественно, в расчет не бралось. Главное – дискредитация царской семьи любым способом. И Чайковский, конечно же, попал под это колесо. Кое-кому не по вкусу пришлись патриотические сочинения П.И. Чайковского:

В 1860-1870 г.г., установились прочные связи Чайковского с композиторами «Могучей кучки» (выражение музыкального критика В.В. Стасова) – М.А. Балакиревым и Н.А. Римским-Корсаковым, а также с самим Стасовым. Балакирев и Стасов неоднократно подсказывали Чайковскому сюжеты для его программных произведений. С Балакиревым и Римским-Корсаковым Чайковский делился творческими планами; Римский-Корсаков охотно принимал советы Чайковского по теории музыки. Между ними шел обмен записями народных песен.
Абсолютно беспочвенны слухи о том, что клевету на Чайковского распространяли сёстры Пургольд. Одна из них, Надежда Николаевна, с 1873 г. была женою Римского-Корсакова.
Но зато много вопросов вызывает известный конфликт братьев Рубинштейнов, представителей традиционного, западного направления в музыке, с составом «Могучей кучки».

А. Рубинштейн, 1889 г.

Деятельность Антона Рубинштейна изобиловала конфликтами с придворными кругами, а также с композитором А. Н. Серовым и членами «Могучей кучки», предпочитавшими русское направление в творчестве. «Несмотря на то, что Рубинштейн в детстве был крещен, он сохранял еврейское национальное самосознание. Вскоре после создания Общества для распространения просвещения между евреями в России, он стал его членом. В начале 1890-х гг. Рубинштейн хотел написать оперу, главным героем которой был бы современный еврей, гордый и насмешливый, однако ни одно либретто не удовлетворило его, и он предлагал своим студентам-евреям осуществить этот замысел» («Электронная еврейская энциклопедия»).

Ценная характеристика – «гордый и насмешливый» - полная противоположность внутреннему облику Чайковского. Вот какую безвкусицу можно найти сейчас на страницах интернета: «Первое время Чайковский занимался в классах довольно небрежно. На легкомыслие молодого человека обратил внимание Антон Григорьевич Рубинштейн. Рассказывают, что он поговорил с молодым музыкантом достаточно решительно и предложил Чайковскому «или учиться усердно или покинуть классы». С того дня Петр Ильич начал заниматься с большим упорством, которое не покидало его всю жизнь». Вот так – один раз сказал – и Чайковский понял. И пороть не пришлось будущего гения. Удивительно даже.

Очевидно, смертельной обидой стало и то, что в 1944 г., Ленинградской консерватории, у истоков которой стоял А. Рубинштейн, было присвоено имя Н. Римского-Корсакова. Московской же консерватории, где Н. Рубинштейн был директором и профессором по классу фортепьяно, было присвоено имя П. Чайковского.
Что ж, уверен, что время всё расставит на свои места. Или уже расставило. И одним из свидетельств этого стал Международный конкурс имени П.И. Чайковского, собирающий в Москве сотни музыкантов из разных стран.

Источник
Чайковский (1969 г., драма, исторический)

* * *

Комментарии

Студент · 2009-05-27 22:17 · #

Отличная статья, до сих пор был уверен в голубизне Чайковского. Теперь может послушаю на досуге.

Oi! · 2009-05-29 17:27 · #

Статья конечно хорошая, видно что человек готовился. Правда в комментариях в жж на все неугодные заявления отвечает оскорблениями. Хотелось бы верить что правда.

Ариец · 2009-05-29 17:48 · #

Oi, по крайней мере, хорошо, что теперь есть и альтернативные версии. Основываясь на них, можно покопаться поглубже в биографии композитора. Как бы то нибыло, гениальность остаётся гениальностью.

astap · 2009-05-30 18:45 · #

Однако, почитав труды Климова, стаёт очевидно, что гениальность на 90% граничит либо с безумием, либо с педерастией. Очень хочется верить, что Чайковский попал в остальные 10%.

Oi! · 2009-05-30 21:48 · #

Труды Климова, к счастью, тоже на 90% граничат с безумием :)

V_o_g · 2009-06-01 17:03 · #

эта история, нагдяный пример ... русофобской политики, отдельных граждан

Vegas · 2009-06-01 22:19 · #

Горжусь что ношу его фамилию.

Руслан · 2009-06-02 07:19 · #

Проводя самостоятельные поиски подтверждения этим мифам пишел к таким же выводам. Вся "голубизна" Чайковского появилась после его смерти.

Последний дикарь · 2009-06-03 00:41 · #

Русских часто обвиняют в том, что русские часто обвиняют евреев и америкосов. Ну вот как тут ещё скажешь. Пиндосы, бесчестны ваши методы, и мы разумом, а не сердцем, мечтаем вытравить вас с Земли-матушки.

Борис · 2009-06-03 08:48 · #

О да. Очернить и оболгать, это часть работы по окучиванию народов. И все эти сомнительные поклёпы ж-СМИ обычно организованно тиражируют, преподнося их уже как факты.

Дмитрий · 2009-06-04 21:10 · #

Спасибо большое! Очень интересная статья о великом русском композиторе.

григорий · 2009-06-07 20:05 · #

Чайковского русского попыталась облить грязью какая то старая ж. бл- ть. сами то ничего не могут порхатые создать.

Волот · 2009-06-08 02:12 · #

Для картавых таланты и гении должны быть одной с ними национальности. А кто не с ними, тот гомосек, шизик и т. д. Хотя среди них самих умственно неполноценных в разы больше, чем среди кого бы то ни было

Абыхто · 2009-06-09 13:29 · #

Однако, почитав труды Климова, стаёт очевидно, что гениальность на 90% граничит либо с безумием, либо с педерастией. Очень хочется верить, что Чайковский попал в остальные 10%.


Будем надеятся, что у Чайковского крыша текла :)

И · 2009-06-24 18:45 · #

Пост "Правдиво и Чайковском" построен на лжи. Подлинность документов несложно перепроверить.Письма Чайковского к братьям издавались в официальном альманахе музея Чайковского в Клину"Забытое и новое: Альманах", Составители П.Е.Вайдман и Г.И.Белонович. Статья Соколова: "Письма П. И. Чайковского без купюр: Неизвестные страницы эпистолярии", стр. 118-134. (пруфлинк http://www.cbook.ru/tchaikovsky/publik/index.shtml)Сканы со статьи аккуратно сняты:

На стр. 121 цитируется это самое письмо про "педерастическую бордель".

Всю статью с цитататами из писем можно скачать тут: http://ifolder.ru/12540240

Подлинники писем хранятся в архиве Государственного Дома-музея П.И.Чайковского в Клину и в рукописном отделе Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. По ним Соколов писал свою статью в официальном альманахе музея Чайковского.

Солнышко на закате · 2009-08-10 17:48 · #

Умер человек. Осталась его чарующая музыка, которая создавалась на 99% "потением " и на 1% "хотением". Только так может создаваться что-то гениальное. Чайковский был гениальный трудоголик, и некоторым бездельникам очень хочется сделать его ненормальным, потому как им не понять - что это такое? - жажда творчества. Ведь они видят причину творческого горения Гения в психических или сексуальных отклонениях , да и судят о гении по глупым запискам подчас просто завистников или фальсификаторов. Мне все равно, что эти "ученые" сочиняют о Чайковском. Я горжусь ,что мы с ним одной крови. А это значит ,что много веков назад у нас были общие предки .А истина? Она всегда , в конце-концов выявляется . А как эти "ученые" будут выглядеть потом перед лицом истории- то это на их совести.

artist · 2009-10-08 05:25 · #

Люди! Что же вы так любите покопаться в грязном белье? Очерняя этого гениальнейшего человека,говорящий,сам белее не станет! От этого гениальность его не станет меньше и любить его не перестанут. Вернее его музыку, ту что он нам подарил. Да заткнитесь вы! Слушайте то,что он нам подарил. А если в вас это не входит-так это ваша беда. А с кем он спал,так это его подробности. Даже Царь,Александр-III сказал по поводу этого самоубийства: "Ба кака невидаль! Баронов в России пруд пруди, а Чайковский один!"

mix · 2009-11-25 16:33 · #

Присутствовал при разговоре : -...Чайковский - Да! Чайковский вобще был пидераст! - Пидар здесь ты, а Чайковский великий композитор. Это самый веский контраргумент прекращающий пересуды о его половой ориентации

bvn1947 · 2010-04-12 22:15 · #

Статья про Петра Николаевича замечательная. В детстве (рождения с 1947) учился в музыкальной школе в Сибири и никто таких гадостей не рассказывал про него. Музыка Чайковского потрясает. Для молодых людей: если смотрели фильм "V означает Вендетта", в начале фильма перед взрывом звучит отрывок из торжественной увертюры "1812 год", написанной по случаю открытия храма Христа Спасителя (первого храма, до революции), 1882 год, август. Лучший балет, это "Щелкунчик", лучшая опера "Пиковая дама". Это то, что писали музыковеды. Скоро конкурс имени М.И.Чайковского.

Владимир Родионов · 2010-04-21 20:39 · #

П. Чайковский, Л. Толстой, Д. Менделеев, В. Суриков, ... - это РУССКАЯ АТЛАНТИДА начала 20 века. Дальнейшая история России - хаос, разложение и смерть. Господь Бог судил нам быть свидетелями ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ в начале 21 века. Пресвятая Богородица, спаси нас, погибаем!

нггим · 2010-05-08 20:37 · #

Русская цивилизация началась после 17 года и закончилась в 90

анна · 2010-07-14 14:55 · #

Сохраню себе эту статью и буду показывать тем, кто читает грязные газетки. А сама я никогда и не верила в сплетни о "голубизне". Чтобы понять Чайковского, просто нужно слушать его.

фап · 2010-09-06 10:56 · #

Не надо нас отсылать бог знает куда, в рукописный отдел. Будьте добры выложить сканы писем здесь.

Сергей · 2011-10-14 01:01 · #

Так жиды потихоньку травят славян. Возьмут правдивую историю, да и подмешают капельку лжи. И вот уже великий человек опускается в глазах народа. Жидам это на руку, ведь только они талантливы и "богоизбранны". Послушайте рок-оперу А. Градского "Мастер и Маргарита". Там он Христа называет иудеем, хотя это ЛОЖЬ! Да и вся музыка пропитана 7.40. Так жиды ненавидят славян и травят нас всякими небылицами. Будьте бдительны. Мир яви в опасности! Просто любите свой дом, язык, культуру, и не ведитесь на жидовские уловки.

Ирина · 2011-11-27 16:24 · #

Клеветница орлова(шнеперсон) не ожидала такого поворота: к гениальному русскому композитору Чайковскому её грязь не пристала!.......

EPJBE · 2011-12-02 23:56 · #

Я сам живу в девстве , и понимаю почему он , выбрал жизнь девственную, потому что только чистые сердцем бога узрят. Он не изменил жизни, остался верен ей, ибо полюбил её и посветил , всю свою жизнь ей. И юности. Поэтому он общался с юными, чтоб вдохновлятся, а насчёт извращений, так , по плодам судят о дереве. А его произведения чисты и девственны. И не только каким либо , извращенцем ,не могли быть написаны, но и простым живущим половой жизнью.

Svet · 2012-01-22 16:38 · #

Прочитала, ну и что? Каким в быту был талант мне всё равно, главное чарующие звуки, которые он извлекал из своей души. Люди, да перестаньте же вы - жиды, жиды... Сейчас уже всем очевидно, что мир разделился не на нации, а на богатых и бедных. А по поводу достоверности фактов, пусть нам откроют архивы, тогда прочитаем и сами сделаем выводы, а то всяк горазд к сенсациям.

Василина · 2012-03-18 15:24 · #

Пост "Правдиво и Чайковском" построен на лжи. Подлинность документов несложно перепроверить.Письма Чайковского к братьям издавались в официальном альманахе музея Чайковского в Клину"Забытое и новое: Альманах", Составители П.Е.Вайдман и Г.И.Белонович. Статья Соколова: "Письма П. И. Чайковского без купюр: Неизвестные страницы эпистолярии", стр. 118-134.

А составители то опять евреи.....Значит , ложь!  И если у Чайковского и были какие то отклонения, то только по вине евреев: Рубтинштейнов и т.д и т.п.
Александр-AVL · 2012-03-20 17:49 · #

Для Svet · 2012-01-22 Жиды - это не нация, а менталитет.

Так я не понял был Чайковский активным или пассивным. Хотелось бы знать мнение мировой общественность, на не только ложь пидорусского писаки.

Великий русский химик Д,И. Менделеев в свободное от занятий наукой время изготавливал чемоданы.

Великий русский гомосексуалист П.И. Чайковский в свободное от гомосексуализма время сочинял музыку.

Александр-АВЛ · 2013-05-07 18:05 · #

Любят Соломоновичи и Шнеерсоны хапать себе русские фамилии – один назвался Муромцем, другая Орловой. И ещё любят эти пигмеи мазать дерьмом, в котором сами по уши, великих русских людей. Однако ложь ваша очевидна. В 1923 году, когда был издан дневник Чайковского, большевики непременно всё это опубликовали бы, если бы это было правдой. Ибо Чайковский, по меркам тогдашних Швондеров, был из экплуататоров, к тому же был в хороших отношениях с Александром III, что было равноценно приговору. А не опубликовали потому что не было этого и Швондероы-Бронштейны ещё не придумали эту чушь. Придумала её Шнеерсон спустя полвека и запустила в СМИ.

Николай · 2013-07-27 09:09 · #

С не русскими фамилиями сочиняют нашу изТОРЫю, с русскими фамилиями, но с не русской душой пишут о СВЕТОЧАХ нашей культуры .
Давайте ТВОРИТЬ ДОБРО!
Сеять разумное, доброе, вечное, а паразиты сами отвалятся.
СЕЯТЬ! Спасибо нам скажут сердечное народы ЗЕМЛИ.
СЕЯТЬ и ПОЛОТЬ!

Асаф Фараджев · 2013-10-30 06:43 · #

а почему именно обвинять в гомосексуальности моего любимейшего Чайковского? Тут нет никакого преступления! То, что он был гомосексуалистом, много пил и был вынужден покончить с собой – доказывается сотнями его ПОДЛИННЫХ писем, свидетельств его любовников, друзей и родных. Это очевидно так же, как то, что Земля круглая. Только гэбэшно-православные строители коммунизма могу отрицать очевидные факты и документы, объявляя фальшивками те самые подлинники, которые эти же гэбэшники утаивали от глаз людей в спецхране госархива и в клинском музее десятки лет. Если Чайковский не был гомосексуалом, то и Лебединое озеро написал не он. Если Петр Ильич не покончил с собой, то и 6 симфония – не его. А дискутировать с авторами ресурса – профессиональными мерзавцами-лжецами на зарплате так же бессмысленно, как пытаться учить собаку мяукать или кошку лаять.

Асаф Фараджев · 2013-10-30 06:46 · #

Письмо Чайковского брату Модесту от 28 сентября 1876 года: “… Потом ты говоришь, что нужно плевать на qu’en dira-t-on (что говорят)! Это верно только до некоторой степени. Есть люди, которые не могут меня презирать за мои пороки только потому, что они меня стали любить, когда еще не подозревали , что я в сущности человек с потерянной репутацией.
…Разве ты думаешь, что мне не тяжело это сознавать, что меня жалеют и прощают, когда в сущности я ни в чем не виноват? И разве не убийственна мысль, что люди, любящие меня, могут иногда стыдиться меня! А ведь это сто раз было и сто раз будет. Словом, я хотел бы женитьбой или вообще гласной связью с женщиной зажать рты всякой презренной твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям, мне близким…Во всяком случае, не пугайся за меня милый Модя. Осуществление моих планов вовсе не так близко , как ты думаешь. Я так заматерел в своих привычках и вкусах, что сразу отбросить их, как старую перчатку нельзя… Да притом я далеко не обладаю железным характером, и после моих писем тебе уже раза три отдавался силе природных влечений. Представь себе! Я даже совершил на днях поездку в деревню к Булатову, дом которого есть не что иное, как педерастическая бордель. Мало того, что я там был, но я влюбился как кошка в его кучера!!!»

Письмо Чайковского брату Модесту от 16 сентября 1878 года: «От скуки, несносной апатии я согласился на увещания Николая Львовича познакомиться с одним очень милым юношей из крестьянского сословия, служащего в лакеях. Rendez-vous было назначено на Никитском бульваре. У меня целый день сладко ныло сердце, ибо я очень расположен в настоящую минуту безумно влюбиться в кого-нибудь. Приходим на бульвар, знакомимся и я влюбляюсь мгновенно, как Татьяна в Онегина. Его лицо и его фигура – un reve, воплощение сладкой мечты. Погулявши и окончательно влюбившись, я приглашаю его и Николая Львовича в трактир. Мы берем отдельную комнату. Он садится рядом со мной на диван, снимает перчатки… и … и о ужас? Руки, ужасные руки, маленькие, с маленькими ногтями, слегка обкусанными, и с блеском на коже возле ногтей, как у Николая Рубинштейна! Ах, что это был за страшный удар моему сердцу! Что за муку я перенес! Однако он так хорош, так мил, очарователен во всех других отношениях, что с помощью двух рюмок водки я к концу вечера все-таки был влюблен и таял. Испытал хорошие, сладкие минуты, способные помирить со скукой и пошлостью жизни.. Итак, ты совершенно прав, говоря в своем письме, что нет возможности удержаться несмотря ни на какие клятвы, от своих слабостей.”

Чайковский П.И. Письма к родным(1850-1879) Т.1 ,М, Музгиз, 1940. (стр 259-260)

Асаф Фараджев · 2013-10-30 06:49 · #

сРалин за издание этого тома (два следующих так и не вышли) расстрелял всю редколлегию из шести человек во главе со Ждановым. Не доглядел палач. И благодаря этому недогляду крупицы правды увидели свет в самые тёмные годы советского фашизма

Александр-АВЛ · 2013-11-02 09:57 · #

Не нужна она, эта правда, всем и каждому. Так же как первокласснику не нужны интегралы и дифференциалы. Каждому своё. И вообще информация о любом человеке на эту тему не должна открываться. А открывающий её всем ничем не отличается от библейского Хама.

Асаф Фараджев · 2013-12-13 16:26 · #

Правда никогда не нужна только лжецам, тиранам, негодяям и ПРЕСТУПНИКАМ

Ленок · 2014-08-25 23:52 · #

Да ну,какой Чайковский гомик-глупости это!А версия о его самоубийстве-ложь.Чайковского отпевали.В царское время никто бы не стал скрывать его самоубийство,потому что отпевание самоубийцы сиречь кощунство.

Михаил · 2015-05-27 01:00 · #

“Примечание Шмитта”

Карл Шмитт — член НСДАП с 1 мая 1933 года.

На конгрессе «Еврейство в науке о праве» 3—4 октября 1936 года, «за пять лет до того, как нацисты предписали евреям носить шестиконечную звезду на одежде», Карл Шмитт предложил помечать шестиконечной звездочкой цитаты из сочинений авторов еврейского происхождения, как переводы с еврейского языка.

«Перевод», часто некорректный, осуществлён самим автором, — евреем, использующим не полностью родной местный язык; осуществлён часто, практически всегда, в своекорыстных, денежных целях.

Примеры:
Слова св. ап. Павла: «Несть власть, аще не от Бога» — Не власть, если не от Бога.
http://traditio-ru.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A8%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%82%D0%B0

Абрамян Александр · 2015-07-25 12:03 · #

Чайковский это часть души русского народа, а в русскую душу всегда пытается кто-нибудь плюнуть, да вот только эти плевки всегда возвращаются на их головы…

Болда · 2015-07-25 17:27 · #

Среди жидовни наибольший процент извращенцев, оне свою “культуру” в массы несут, так-же приписывают действительно выдающимся людям свой порок, хотя для них это не порок…
А шикльгрубер прав был, касаемо жидов, хотя сам с ними в родстве состоял.

Помощь по Textile