Помпео Батони / Pompeo Batoni · 17.05.07

Биография мастера под картинами.

“Диана и Купидон” 1761

“Сусанна и старцы” 1760-е

“Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде” 1770

“Воздержанность Сципиона Африканского” 1772

“Кентавр Хирон, обучающий Ахилла” 1770

“Аполлон, дающий урок музыки” 1741

“Бракосочетание Амура и Психеи” 1756

“Меркурий, коронующий Философию, Мать Искусств” 1747

“Венера, дарящая Энею доспехи, изготовленные Вулканом” 1748


Биография

Батони (Batoni Pompeo) Помпео Джироламо (1708-1787), известный итальянский живописец стиля рококо и неоклассицизма. Родился в Лукке, в семье ювелира.
Вероятно уроки отцовского ремесла сказались в последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы.

Учился в Риме у Агостино Мазуччи и Себастьяно Конка. Первые произведения, в которых общих чертах оформляется стиль Батони, относятся к началу 1730-х годов. Судьба Батони сложилась удачно. Он не имел недостатка в заказах на алтарные образы и аллегорические картины. Слава портретиста привлекала в его мастерскую высшую аристократическую знать.
Искусство Батони не знало конфликтов с общественным вкусом и находило неизменное признание у современников.

Основное направление работ Батони - картины на мифологические и аллегорические сюжеты (“Падение Симона-мага”, 1741, Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме; “Ахилл у дочерей Ликомеда”, 1745, Флоренция, Уффици; “Диана и Купидон”, 1761, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; “Святое семейство”, 1777; “Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком”, 1765; “Воздержанность Сципиона Африканского”, 1772 - все три Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и портреты (императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского, Художественно-исторический музей, Вена; портрет маркиза Джона Монтермера, собрание герцога Баклей, Ратлэнд и др.).

В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов (“Падение Симона-мага”). Однако изучение творчества Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его стиль.
Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями.

Лучшие портреты кисти Батони написаны серьезно, вдумчиво, с глубоким проникновением в характер изображаемого человека. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Его модели обычно расположены на фоне античных ваз, саркофагов, статуй, колонн, хотя в ранних работах преобладает нейтральный фон. Чаще всего художник писал знатных лиц. Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых, им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, “философское” состояние. Творчество Батони в целом знаменует начало нового направления европейского стиля живописи - классицизма конца XVIII столетия.

* * *

Комментарии

Петрович · 2008-01-13 01:29 · #

Батони делал это кистью,а сегодня только сложной оргтехникой добиваются приблизительного подобия.

Помощь по Textile