Воспитание казака · 25.06.08

Воспитание казака

Самого меня воспитывали не так, как будет изложено ниже. Можно сказать в десятки раз мягче. Но поделюсь тем, что накопал из различных бесед с казачьими стариками.

У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т.п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор и крёстный отец и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко от крестника (крестницы).

Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы немного старше её возраста).

Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.

Если же родилась казачка, то основную роль выполняла крёстная. Она формировала из девочки женщину-казачку, как умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный в данном случае формировал в казачке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.

После рождения. Ребёнка особо не торопились распеленовывать. Побыстрее научить его двигать ручками и ножками – была не самоцель. Ребёнок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок».

В дальнейшем процесс «увидел-осознал-сделал» ускорялся. Именно так поступает казак в критической ситуации. И нет паники и ненужных движений, потому что сначала оценил, а потом сделал.

После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься.

Далее, мальца всегда старались окружать именно теми вещами, которые являлись непременными атрибутами жизни казаков.

Вообще, подобные «гадания» проводились на протяжении всего времени обучения-воспитания казака. Сейчас это назвали бы «тестами». Поэтому у казаков было принято так: сначала казачонка ставили в определённые условия, далее, смотрели на его реакцию, выявляли недостатки и достоинства, и уже потом начинали его корректировать и вырабатывать необходимые навыки и качества.

При подобном подходе нарабатывалась и скорость мышления, и адекватная реакция на внезапно изменившуюся обстановку и появление чего-то нового. Всё это постоянно ускорялось во времени.

А таких «тестов-гаданий» было очень много. Были общепринятые, и были родовые. В каждом роду свои.

Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у казачонка многое было впервые. Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору.

И ещё один обряд совершался в год от рождения. Собирались все мужчины рода и вели мальца на священное место своей станицы (или хутора). У донцов оно называлось «урочищем», у черноморцев «кругликом». Там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.

Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье. Вся система, если её можно так назвать, строилась именно на родовых и товарищеских принципах существования.

Весь процесс развития казака строился по спирали. Каждый виток в ней – это замкнутый цикл, и занимал он определённый возрастной период.

Следующий круг начинался с того же, но на новом качественном уровне.

Каждый из этих уровней включал в себя физическое, интеллектуальное и нравственное (духовное) развитие.

В зависимости от возраста одна из этих категорий была главенствующей, а остальные, как бы сопутствующие.

Знаю, что физическое развитие было основным в возрасте от 8 лет (в некоторых семьях от 7 лет) и до 12 лет.

(Современным детям наверное стоит пару-тройку лет накинуть. Сравните: 200 лет назад казак начинал боевые походы с 16 лет, а сейчас юноши-мужчины и к 20 годам не все готовы к испытаниям).

До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня.

В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду.

А что в себя включала именно казачья среда обитания для казачонка? На стене в курене шашка отцовская (или дедовская). Нагайки у двери и в руках казаков. Лампасы, папахи, фуражки на близких мальцу людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крёстного. Кони. Кони везде, у себя на базу, на улице, у соседей, в степи за станицей…

И, естественно, вопросы: что это и зачем это (ведь малец изучает мир сразу с казачьего окружения, а не как сейчас с «диснеевского»).

И ответы старших на них: лампас – это символ казака, шашка это наше казачье оружие и символ казачьей воли, конь – это друг и товарищ казака, кресты и медали – это отличие за участие и подвиги в военных компаниях.

А ещё сказки на ночь, о том, как казаки побеждают ведьм и чудищ несусветных, и как с честью выходят из той или иной ситуации.

А ещё песни, которые казаки и казачьи постоянно поют. О славе казачьей, былых походах, битвах и героях.

А ещё пословицы и поговорки из уст старших. Станичные праздники, кде казаки и казачки поют, пляшут – кто лучше. Состязания в кулачках, в стрельбе, в скачках и джигитовке, в фехтовании.

Всё это перед глазами мальца-казачонка. Всё это формирует в нём причастность именно к этой группе людей. К СВОИМ.

В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам всё меньше позволяли сюсюкаться с ним: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плач, ты же казак, а казак не плачет!»

И тогда в казачонке постепенно складывалось убеждение, что то, о чём поют и что говорят старшие, то они и делают, такие же поступки и совершают. И это всё настоящее. И так же будет поступать он сам.

Видимо существует определённый образ Казака, идеального Казака, на основе которого сложилась вся казачья культура бытия, ну и конечно воспитания.

У запорожских-черноморских казаков это похоже Казак Мамай. У донских казаков имени либо вовсе не было, либо оно не сохранилось. Но образ существует.

Небольшое философское отступление:

Если попробовать интуитивно сравнить образы Первого Запорожца и Первого Донца, то большой разницы мы не увидим. Отличия прослеживаются лишь в том, что у Запорожца большая тяга к Воли (свободе) и больше в нём печали. (Печаль понятна – разгон Сечи, многие переселения с родной земли…). Да, ещё одно отличие есть. У Запорожца большая тяга к товарищескому способу проживания. У Донца – к семейно-родовому.

Ну и, ко всему прочему, игру на улице со сверстниками. Игры были устоявшиеся веками, и естественно направленные на развитие казачат. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат. И в том случае, если кто-то вёл себя недостойно, старики вдохновенно наставляли и поправляли нерадивого.

С 8 лет казачонка переселяли в мужскую половину куреня. В это время снова проводился обряд в урочище. С этого же времени казачонок учился владеть нагайкой.

Вообще, нагайка предмет очень символичный для казаков и очень древний. С ней связана и легенда о Егории Храбром, и ещё более древние легенды о змееборцах. Кстати, казаки раньше никогда не выясняли отношения между собой кулаками. Говорят, боялись поубивать друг друга. А вот нагайками частенько охаживали друг друга в пылу спора.

С этого же времени казачонка начинали приглашать на «беседы».

Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось следующее: научить его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях. И, наблюдая реакцию казачонка, старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!»

Существовало множество игр-упражнений для развития казачат. Упражнения естественно не в том виде, в каком мы их понимаем. Это скорее упражнения-тесты. Они выявляли наличие того или иного качества либо навыка у казачат. И казачата делали эти тесты-игры, соревнуясь между собой (играя). И в эти игры казаки играли чуть ли не всю свою жизнь.

В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. Именно обучения, но не развития. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию – шашке (кинжалу).

Про Спас (казачью систему выживания) скажу словами одного из казаков.

Казаки народ родовой с твёрдыми правилами поведения, как в семье, так и в обществе.

Начало вхождения ребёнка-казака в Спас начиналось с его крещения. В этот момент у него появлялись его духовные родители – крестный и крестная!

По мере возрастания задачи Спаса усложнялись, но основным направлением воспитания молодого казака или казачки было не физическим, а духовным. Только через понятие духовности молодые казаки снова и снова возвращались к физическому развитию. Без молитвы и понятий Бога жизнь казаков как раньше, так и сейчас не ставилась.

В самом Спасе приёмов как таковых нет, нет и весовых категорий.

Пословица – «Казак не тот, кто победил, а тот, кто вывернулся – спасся!»

— Именно Спасся!..

То есть «Спас».

В Спасе, когда человек уже готов к первому уровню есть только два принципиальных действия соединяющиеся в одно:

1) очень быстрое мышление на принятие единственно-правильного решения;

2) очень быстрое действие на выполнение единственно-правильного решения, для противника порой даже не заметного.

При достижении второго и третьего уровней Спаса у молодого казака развивают интуицию. Это шестое чувство воина есть практически самое главное. Оно помогает казаку-человеку как в мирской битве, так и в духовной. Он всегда отличает подлеца от честного человека. Настоящая схватка всегда скоротечна, но подготовка к ней долгая. Подготовленный человек выигрывает её ещё до схватки!..

Первое, что необходимо в воспитании неказачьего молодого поколения, это воспитание умения управления собственным страхом. Человек изжить страх не может, так как он необходим для сохранения его жизни. Но управлять страхом можно.

При этом отсутствует какая-либо психомобилизация.

Основной критерий человека, занимающегося Спасом, это нравственность. Вначале это не ощущается, но с увеличением скорости мышления данный критерий непросто ощущается. Он начинает присутствовать сначала на каждой тренировке, а затем и в самой жизни человека. Человек начинает понимать, что он ведомое существо в данной системе мироздания. Что без диалога с Богом в другие уровни Спаса он не сможет войти, если его моральный образ низок. Тот, кто пытается применить тут хитрость быстро убеждается в этих предупреждениях. Эти люди начинают приобретать сначала небольшие, а затем всё серьёзнее травмы. Вплоть до разрыва мышц.

Одни, поняв происходящее, начинают другую жизнь, где Спас становится одним из показателей правильности поведения. Другие же просто прекращают заниматься Спасом. Им становится понятно – на чьей они стороне.

О роли отца и роли крёстного в воспитании.

С 8 лет главная роль принадлежала крёстному. Именно он по большому счёту обучал мальца казачьей науке. Но кровный отец был как бы руководителем этого процесса. Крёстный и кровный отцы как бы дополняли друг друга. Родной отец мог быть излишне мягок в отношении своего сына. Крёстный же мог быть излишне суров. Поэтому родной отец останавливал крёстного, когда дело могло принять опасный оборот, а крёстный не давал отцу жалеть сына.

Пример процесса обучения видения летящей пули:

— проводится на изгибе реки, стрелок (крёстный) находится в 80-100 шагах от казака с сыном,

— в 10-15 шагах от наблюдающих за выстрелом находится мишень,

— по сигналу отца крёстный производит выстрел в мишень, казачонок должен заметить пролетающую пулю.

С 12 до 16 лет – ещё один цикл в воспитании казака. И опять же он начинался и заканчивался обрядами в урочище.

С 12 лет казачонка начинали водить на круг (сход) и другие общественно значимые мероприятия. Его основная задача – смотреть и запоминать.

И в 16 лет по готовности казака его ждало более серьёзное испытание – в основном это была охота на хищника (волка, кабана и пр.).

И вот после такого воспитания и обучения получался «матёрый казачина». Правда есть одно уточнение: «матёрый» казак появлялся в третьем поколении. Естественно, если первое и второе поколения были тщательно подготовлены и выжили в битвах и сражениях.

А что мог из себя представлять такой казак, лучше описать художественно:

…Из леса вышли в рассыпную австрийцы. Человек тридцать. Винтовки на перевес. Офицер с обнажённым палашом верхом на коне. На поляне по колено трава, начинающая желтеть от знойного августовского солнца. Австрийцы отошли от опушки леса шагов на пятьдесят.

Вдруг произошло непонятное. Из под коня вылетело что-то необычное чёрно-зелёного оттенка, вышибло офицера из седла, провернулось волчком над упавшим, поблёскивая то ли клыками, то ли зубами, и врезалось в гущу оцепеневших солдат. Разобрать что это было невозможно, потому что это нечто всё время двигалось и вертелось вьюном в невообразимых плоскостях.

Находящиеся с краю австрийцы начали приходить в себя и изготавливаться для стрельбы, забыв, что это не спасёт их товарищей, так как вертящаяся масса была в самом центре подразделения, оставляя за собой переломленные и окровавленные тела австрийских солдат.

Но вдруг с левого фланга метнулся ещё один неясный силуэт. Он пронёсся перед изготовившимися к стрельбе настолько быстро, что никто не смог уловить его очертания. Да и вообще не смог больше ничего увидеть в этой жизни, потому что силуэт двигался грохоча и огрызаясь огнём.

Больше всех повезло четверым солдатам. Они, толкаемые своим страхом вовремя уронили свои винтовки, и теперь наблюдали страшную картину: в центре лежали вповалку, как после смерча полтора десятка человек со страшными колото-резанными ранами; ещё человек семь бездыханно лежали со стороны леса с огнестрельными ранами; а по бокам уцелевшей четвёрки застыли двое – причина всего произошедшего. Одеты оба были в низкие чёрные бараньи шапки с защитным верхом, в гимнастёрки и шаровары того же цвета и невиданные солдатами ранее сапоги с шерстяной ступнёй и голенищем из тонкой кожи. В руках у одного было два длинных кинжала, у другого – два револьвера.

А лица этих неизвестных… Глаза – у обоих на выкате – не выражали ни злости, ни ненависти. Солдаты прочитали в них только одно – это пришла смерть, ведомая самим Всевышним.

После всего этого послушнее военнопленных, чем эти четверо не смог бы, наверное, никто найти на всём русско-германском фронте…

Конечно, такое воспитание было не во всех казачьих семьях, и я так подозреваю к 1914 году оставались очень немногие семьи где всё это жило. Но, чем древнее был род, тем тщательнее и обширнее было воспитание. И сами казаки не всегда вдавались в суть этого процесса – как их самих учили, так и они учат. Предки завещали!

Вот примерно всё, что могу сказать по этому вопросу. Я попробовал описать общую канву воспитания казака. Остальное, как говорится, нюансы. У кого есть что добавить – будет очень хорошо. Потому что пришло время по крупицам восстанавливать нашу казачью культуру. И первым делом необходимо восстановить культуру воспитания казачат. Потому как они – будущее казачества. И что мы в них заложим, то и получится потом.

Как говорил один старик-казак: «Казаков много не бывает, но мало не покажется!»

Боярченков Андрей
Источник

* * *

Комментарии

Ариец · 2008-06-25 03:37 · #

Дополнение от одного казака:

Я,лично, сына учил ходить так - наф, всякие манежики ходильные. Натянул верёвку от шкафа до кровати, поставил его рядом (9 месяцев), дал в руки верёвку - стоит, качается - координацию развивает. НЕЖЕСТКАЯ СЦЕПКА. Надоедает ему - бросает, падает на попу, сидит. Стал сам проситься “на веревку” - почувствовал, что что-то новое. На следующий день оторвался сам и побежал. К 10-ти месяцам - и ходил, и бегал.

Машину (ВАЗ-2106) водить учил его с трёх лет. На автодроме. Вначале - на коленках, только руль помогал мне крутить. Потом - поворотики стал включать. Потом - я сцепление давлю, он скорость по команде переключает. ноги выросли - сам стал за руль садиться. Ко второму классу школы - нормальным водителем стал. Но только на автодроме. Сейчас за такое - штраф 5 штук. За езду без прав и за передачу машины лицу без прав. Про несовершеннолетних - вообще молчу. Но знания, полученные ТАК, - несколько более устойчивы, чем автошкольные. И это - по-нащему, по-казачьи. Это - Спас. :-))

Андрей · 2008-06-25 11:13 · #

Это ещё раз доказывает, что детей надо учить ещё с маленьких лет, так сказать чтобы он это принял как должное

Вася · 2008-06-25 12:45 · #

Интересная информация, даа в наше время подобное воспитание было бы дикостью, но раньше без этого просто не выжили бы.

сынаслав · 2008-06-25 17:14 · #

Ну да для нас дикость,сейчас.А как вы думаете до сих пор на кавказе детей воспитывают:с калашом в руках ростут и слушают,как неверным глотки рэзать надо,дети выростают и оказываются где,правильно у Вас дома,Вы стары,а ваши дети хоть и взрослые,но вместо тренировок ходили на дискотеки да коку лакали!итог:Мы в жопе!!!

Советчик · 2008-06-26 19:42 · #

Я такого воспитания не понимаю!

Надежда · 2008-06-26 21:08 · #

Для каждого времени(региона)-свои порядки.свое понимание мира.свои правила выживания и правила воспитания детей.Далеко ходить не надо:у меня дочка в 9 лет могла сама сделать себе бутерброд,налить себе из эл.чайника кипяток для чая,в то время,как соседская девочка 11-ти лет с ужасом говорила,что ей не разрешают трогать ножи и бывать на кухне самой(без присмотра).Правы те,кто не ограждает своего ребенка от трудностей(опасности),а учит с пеленок с ними справляться.

Kors · 2008-06-27 02:22 · #

Кто забыл нашу веру Православную, нашу правду и нашу честь — потомкам того не видать будущего….

PDV · 2008-06-27 09:39 · #

Вот только реальный мир доказывает обратное - будущее есть у всех. PS: Добро пожаловать in RL!

Ne100p · 2008-06-27 10:12 · #

Полезная статья, спасибо! Возьму кое-что на вооружение!

Козацькому роду нема переводу!

Игорь Бойко · 2008-06-27 16:00 · #

В наши дни от того, старого казачества уже почти ничего не осталось.

Богудан · 2008-06-28 02:20 · #

В наши дни от казачества остались мы и наши дети.

В@РЯГ · 2008-06-28 18:50 · #

А ща в России востанавливают казаческое воспитание

Thor · 2008-06-30 01:11 · #

О, а Валентиныч-то в Харькове главный казак! http://www.scarb.ru/Harkov.htm

ремонтник · 2008-07-07 13:20 · #

Зато раньше народ не был таким, как сейчас безпредельным!

Михаил · 2008-07-09 20:44 · #

Мне очень интерестно: - У писавшего и коментаторов свои дети есть?

Кай · 2008-07-14 07:50 · #

да, хорошее было время, и воспитание правильное, не даром казаки всегда были особыми.

Скиф · 2008-09-14 22:05 · #

основное это воспитание с задачей отчуждения.. Свои и чужие

ella · 2009-03-07 17:22 · #

Моя дочь в свои 9 варит картошку и макароны. Перемешать овощи в салате тоже может, хотя нарезает еще крупно.

атаман кречет · 2009-05-02 16:56 · #

воспитание по казацки в современом варианте конешно, гарантия выживания рода в современом мире .что посеешь то и пожнешь а уж как ростишь и подавно важно.

Родомыслъ · 2009-09-25 11:07 · #

Да красивый образъ ! Казак - это воин, Витязь и всё воспитанте держиться , как и написал автор, на Казачьем Общинно-Родовом строе - ибо наследие Казака и есть СПАС. Спасом владеть далеко не каждый одарён из начально...этому научиться нельзя- это заложено Родом и если он, СПАС, есть то его и надо развивать. Как говорять Характерники - Спас это не вид самообороны или выживания, СПАС-это образъ Жизни . Будте Здравы Браты !!!! Богамъ и Предкамъ Наша Слава Вечьная !!!

Sakmanura · 2010-05-07 20:36 · #

хорошая статья стыдно то что сейчас мое поколение место того чтобы на конях с саблями ночью через поле скакать на дискоеках до чортиков напиваются. Я сейчас тренируюсь хотя без хорошего наставника-козака на много не потяну

Морозов · 2010-06-08 11:13 · #

Боярченков Андрей! Спасибо Вам за отличную работу! Вы истинный патриот и учёный-педагог!

ахахах, · 2010-09-20 17:12 · #

казаки - вы не патриоты России!!!!!!!!!!!

Игорь · 2010-09-20 19:12 · #

На каждом из нас земля русская держится.Заведешь для себя и детей порядок так и далее потянеся через внуков к правнукам.Сколько лет губили казачество - нам его возрождать, чтобы горцы не называли нас "чаханами"- слабаками. О чем не узнали во время, что не смогли привить детям передадим с любовью внукам. Слава русским самураям - казакам. Спасибо, что выжили и стоите стеной на Тереке. Бывший и навсегда десантник.

Dot · 2010-10-21 15:16 · #

Нас учили что донские казаки это беглые от крепостничества русские крестьяне. С другой стороны из истории известно что 1000 лет назад был Тьмутаракань куда Киевский князь ставил своих сыновей на управление територией. Значит было кем и чем управлять и беглые русские крестьяне (которые стали приходить столетиями позже и просто растворялись в казаках и асимилировались) ни при чем. Я разговаривал с человеком родившимся в Ростове, он говорит что там люди воспринимают не только москвичей но и жителей Твери и т.д. совсем другими и не воспринимают их. У них распространено движение за утверждение своей национальности "казаки", а не русские http://www.youtube.com/watch?v=I6XSJKUwTpc. Я читал что в 19 веке царь выделил средства на переучивание донских казаков на русский язык. Есть все исторические и психологические основания соглашаться с ними что это действительно отдельный народ. Название народа это отдельный вопрос и если они полагают что национальность называется именно "казак" то их право. А то что для кого-то национальность казак смешно то смех без причины признак дурачины. История извращена, империя внушала что казак не национальность а сословие. Для империи это привычно, для нее не было украинцев и белоруссов. Теперь пришла очередь и казаков утвердиться как народ. А с названием своей национальности они со временем разберутся, так как не только империей но и историей много напутано. Сейчас главное для них по праву утвердиться отдельным народом

Варяг · 2010-10-21 16:07 · #

Точно Dot для Империи Российской не было, ни украинцев, не белорусов(кстати белорусы и малорусы были) был Триединый Русский Народ(Великой,Малой и Белой Руси). Появлении искусственной нации-украинцев созданной Военной Разведкой Австро-Венгерской Империи на территории КарпатоРусии привело к рушению Российской Империи и сепаратизму бандеровцев и шухевичей. А, и казаки отдельный народ, а ещё сибиряки, и поморы, и хабаровцы, и понизовцы, и офени и чалдоны и... Русских вообще нет, есть разные народы которых поработили злые Русские и подавили их самосознание(пардон Русских-то нет). Знаете сепаратизм придумали до вас, но для вас(с). Да, Dot конечно казаки-то по русски, то не говорили и читать не умели и ставили вместо подпеси палец в чернилах. Ты сам-то Казак? А, то приезжай на Кубань, или в Ставропольские станицы(ну на Русский Кавказ) и расскажи казакам(настоящим русским людям) тем кто там землю держит и защишает испокон веков и исповедует Веру Христианскую, свои доводы, и получишь нагайкой(или крепким кулаком) в лучшем случае по мягкому месту(или в нос). А, что касается Тмутараканского княжества или правильно Тмутархарни, то там Роксоланы-Скифы или правильно РусоЛаны-Сколоты, т.е. без ремарок Русо-Славяне жили ещё до хазар и прочих татар. Казак-это древнее Савроматское, читай Скифское слово - обозначающее вольного конного воина, про это ещё Валерий Шамбаров писал. Аз-Яз и т.д.-Свободный, или Азия - тоже слово Сарматского происхождения.Почему вольного, т.е. не состоящего на службе у князя в данный момент, но не наёмник, короче этакий претендент в войско Сколотского Царя, да и Сколоты(Славяне) вообще всегда были Вольные Люди. Не, в пример нам их потомкам.

Vladimirng99 · 2010-12-02 19:53 · #

Воспитание в казачем стиле сейчас необходимо, так как время сейчас не легкое. Вместо того что бы воспитывать детей в жесткости и дисциплине наши родители, кормят нас чипсами с кока-колой и балуют деньгами в пятилетнем возрасте.

vp · 2010-12-22 14:44 · #

Ровно 19 лет назад, 17 декабря 1991 года в Тирасполе состоялось мероприятие, на котором собрались сотни бородатых и чубастых мужиков непотребного вида, зато в папахах и с саблями на перевес. Тогда заинтересованными в дельнейшем нагнетании обстановки в левобережных районах Молдовы силами было принято решение о создании «Черноморского казачьего войска». Именно тогда на нашей многострадальной земле впервые прозвучало слово «казак». На призыв о создании казачьего войска бурно откликнулись лица с криминальным прошлым и настоящим, а к ним подтянулись и все те охотники за приключениями, которые в эти трудные времена отчетливо понимали, что война все спишет, а раз так, то это достаточно выгодно для них.

Для меня, тогдашнего 14 летнего подростка, появление и прогулки по улицам родного города Бендер непонятных толп людей и всадников в широких панталонах и папахами на головах было похоже сначала на какой-то маскарад. Но вскоре это мнение переходило в обеспокоенность когда я и многие бендерчане убедились, что это не те казаки о которых мы узнали со страниц книги «Тихий Дон», Михаила Шолохова. Эти были похоже больше на сборище печенегов, которые только пьянствовали, устраивали драки между собой и конкурсы-перестрелки из автоматов, терроризируя этим город, не говоря о тех бесчинствах, которые они творили в селах Дубосарского района. Обеспокоенность вызывал и тот факт, что почти все они были не местными, выражались уголовными «понятиями» и находясь в состоянии алкогольного опьянения избивали или даже расстреливали любого человека, который им чем-либо не нравился. Одним словом - беспредел.

После 19 лет, эти «герои» вспоминают с гордостью, что благодаря их сопротивлению «молдавским фашистам» приднестровский край обрел независимость и процветание. Но так ли это на самом деле. Как стало ясно несколько позже, именно на совести этих псевдо войск лежит грех за вооруженный конфликт на Днестре. Именно на их руках кровь многих невинных женщин и детей, не говоря уже о сломанных судьбах тысяч беженцев с левого берега Днестра, которые были вынуждены покинуть свои родные дома.

Смотря сквозь время на те события, появляется вопрос, а как следует расценивать эти действия? Каждый здравомыслящий человек скажет, что с уголовно-правовой точки зрения они были и есть не чем иным как вооруженными бандформированиями. Какая разница между казацкими бандами господствовавшими в Приднестровье 1990-92 годов и вооруженными бандами, которые орудуют на Кавказе. Разница состоит лишь в идеологии насилия, а в поступках и те и другие остаются убийцами и террористами.

15 февраля 1992 на сессии тогдашнего Верховного Совета были приняты решения по узакониванию казачьих формирований, несения ими дозорной и пограничной службы, определено денежное и имущественное довольствие. И началось. Хроники тех дней тщательно демонстрируют в каких только преступлениях не участвовали эти носители папах и картузов:

06 марта 1992 года казаками спровоцирован инцидент в с. Кошница при задержания полицейского С. Филиппок. Местные жители оказали казакам сопротивление, в результате чего один из казаков подорвался на собственной ручной гранате, которую он попытался метнуть в собравшихся селян.

14 марта 1992 года возле села Роги, намеренной огневой атаке казаков был подвергнут пассажирский автобус ехавший из Турции. Атаковавшие не прекратили огонь даже при виде поднятых вверх белых носовых платков, при помощи которых туристы пытались защитить себя от смерти. Почти все пассажиры этого рейса погибли, а их личные вещи стали казачьими трофеями. Никто из виновных в массовом убийстве не наказан.

15-16 марта казаки приступили к «операции по нейтрализации и изолированию лиц, выступавших против сепаратистских властей», что на практике означало – массовые облавы, избиения граждан, пытки и самосуд над теми у кого оказывалась молдавская фамилия, либо ребенок посещал школу с молдавским языком обучения. Был убит муж учителя сельской школы из с. Коржова Т. Тунтулеску, участницы пресс-конференции женщин из региона в Москве, разграблен дом примара села Койка, жестоко избиты члены его семьи и другие жители села, попытавшиеся их защитить.

18 марта в Бендерах была изувечена жительница Бендер А. Губарь, которая подозревалась в «неприязни к новому руководству Приднестровья».

25 марта группа казаков захватила паром в районе села Рашков Каменского района. Передвигаясь на нем приступили к запугиванию местного населения на обеих берегах Днестра. Занимаются массовыми грабежами и воровством.

30 марта 1992 года в 02.00 подъехавший со стороны Рыбницы катер с вооруженными казаками попытался захватить и угнать рыбацкие лодки близ села Жура. Несколько лодок были разбиты, одна угнана. Избито и изувечено несколько гражданских лиц. Утром того же дня та же группа казаков проникла в продовольственный магазин села Жура, откуда были похищены все спиртные напитки и продукты питания.

Это лишь несколько примеров для тех, кто все еще считает, что приднестровские «казаки» это люди благородные, с дворянским воспитанием и в любом конфликте занимающие сторону ущемленных. В реальной же жизни, те кто прикрывается этим словом, это съехавшаяся со всех дальних уголков бывшего Советского Союза масса алчных уголовников и безбожных пьяниц.

Известно, что рыба гниет с головы, а потому даже при беглом взгляде на их сегодняшнего атамана Владимира Ивановича Рябинского становится понятным, почему приднестровские казаки являются теми, кем являются. Для многих из нас это личность, которая иногда появляется на экранах телевидения в голубом кителе с кучей медалей, почти незнакомая. В разговоре с бывшими членами Черноморского Казачьего Войска которые хотели остаться анонимными, мы узнали что Рябинский не имеет ничего потомственного с казаками и стал казаком «по назначению», то есть занимает свою нынешнюю должность, только потому что туда назначили. И командир он тоже не важный, как говорят его бывшие подчиненные. Об этом говорит и его биография, когда за слабую работу он был понижен с должности начальника Рыбницкого отдела КГБ до простого сотрудника в Тираспольском городском отделе КГБ МССР, где и дожидался скорой пенсии.

Но это не самое страшное, говорят бывшие казаки, страшное, что этот человек врожденный шовинист и ксенофоб, который ненавидит все молдавское. Больной таким синдромом с началом приднестровских событий он даже в ультимативной форме заставил сына развестись со своей супругой, которая была молдаванкой по национальности. Очевидно, именно в своей снохе Рябинский и увидел тех «молдавских фашистов», которых так лихо обнаруживали казаки в каждом встречном, чьими вещами они хотели завладеть. Ничего не скажешь, настоящий «казачий атаман - генерал».

Именно поэтому в канун празднования приднестровским «козлячеством» своего 19-летия всем нормальным людям вместо торжественного «Любо» хочется выкрикнуть «Позор!». Позор вам приднестровские «казаки».

неравнодушный · 2011-05-09 00:37 · #

Был атаманом Нововодолажского казачьего полка до 2011года, Генерал-есаулом Николай Александрович Бурцев. Заболел человек, сильно. Собрали казаки деньги на лечение и перечислии на счет, заместителю,Б, однако... Человек родился, человек умрет. Ни копейки не увидела семья Генерал-есаула, умер есаул--на похоронах почти и не было никого... Процесс интимный-смерть. А заместитель сам теперь папаху купил, надел. Что такое челвек-жил,умер... А кто-то и сейчас живет... Украл, обманул. С-ки вы, козаки современные.

казак · 2011-08-23 22:27 · #

воспитывайте верой любовью набожностью и спортом и спартанским методом

кондрат · 2011-09-27 10:38 · #

Читаю и удивляюсь. Много говорим, а не по делу. Мы, казаки, конечно уже в современных условиях, не забыли свою принадлежность. А вот дети наши. Смотрять американьски фильмы и восхищаются, а наши деды лучше знали военныя искуства, которые им передавалися от их дедов. Многие казаки, в силу моде, в доме держать японьски катаны, а где же наши шашки, которые принесли казакам славу во всем мире. Почему казачата играють с нутчаками, а не с нагайкой, и жруть там всякие западные хреновины (чипсы, коко-колы, ножки буша). А где ирян, где квас, где горбушка черного хлеба смазаная подсолнечным маслом и посыпанная солью. Мы сами виноваты, казаки. Надо сурьезно заниматься воспитанием своих детей, внуков. И тогда казачество возродиться. Мир вам. Слава тебе, Господи, что мы КАЗАКИ.

Помощь по Textile

slavs feed slavs feed

Поиск

Украинская правда

Новые комментарии

Друзья